До Нового года осталось совсем немного времени. Как мы его встретим? Какие еще сюрпризы в виде повышения цен преподнесет нам Желтая Свинья? Чего греха таить, многие думают об этом с опаской. А вот жители многоквартирных домов сами вправе решать, повышать тариф на содержание жилья или нет. Но как рачительно распорядиться этим правом? Сегодня порассуждаем на эту тему, заглянув в УК ООО «Город», тем более что и повод есть – назначение нового директора Алексея Ушакова.

 

Впереди – много дел

У Алексея Владимировича биография простая, рассказывая о себе, уложился в несколько предложений. Родился и вырос в Заринске, учился сначала в шестой школе, затем в ПУ-41 получил профессию электромонтера. Работал на ОАО «Алтай-Кокс» в электроцехе. В положенное время был призван в ряды Советской армии, служил в пограничных войсках. Демобилизовавшись, вернулся на прежнее место работы. Через пару лет, решив продолжить образование, поступил и окончил Тальменский сельхозтехникум, став дипломированным юристом. В новом профессиональном статусе некоторое время проработал в горбольнице, а в1994 году поступил на службу в Заринский ГОВД.  Прослужив 24 года (следователь, оперативный дежурный), вышел на пенсию в звании майора в феврале 2018 года, с середины декабря заступил на пост директора управляющей компании.

 Дилемма: тариф или лифт?

ООО «Город» обслуживает 31 дом, среди них есть как благополучные, так и «проблемные». Это касается и технического состояния самих зданий, и того, как выстраиваются отношения между собственниками и управляющей компанией. Хорошо, когда они складываются, пусть не без взаимных вопросов, плохо, когда этого не происходит.

Есть в ведении управляющей компании дом по адресу Союза Республик 26/1. Многие знают его как бывшее общежитие секционного типа. Проблемы у этой многоэтажки копятся еще с тех пор, когда управляющих компаний не было как таковых, в свое время от «общаги» намеревалось отказаться ЖКУ, поскольку жильцы накопили огромные долги. В 2014 году его приняло под свое крыло ООО «Город», тариф на содержание жилья составлял на тот момент 16 рублей с квадратного метра. Однако уже в январе следующего года собранием собственников было принято решение понизить его до 14 рублей 50 копеек. С тех пор тариф не менялся ни разу, несмотря на то, что минуло пять лет. Время шло, цены в стране поднимались на все, в том числе услуги, строительные материалы, само строение тем временем ветшало. И только тариф стоял «насмерть». Точно также, как и в доме 14/1 по ул. Союза Республик. Хотя, казалось бы, эта девятиэтажка и поновее, и район, где она расположена, респектабельнее, напрашивается мысль, что и жильцы должны быть более платежеспособными. Однако тариф 11, 75 держится с 2008 года! Все попытки управляющей компании объяснить, что минимальный перечень работ, который все-таки выполняется при обслуживании данного объекта, производится уже в счет долга, который у дома растет год от года, на протяжении долгого времени ни к чему не приводят. Нечего даже и говорить о каких-то более крупных работах. Например, о ремонте лифта во втором подъезде, который стоит несколько недель.

Что 14/1, что 26/1, стоящие на одной улице, словно два брата по несчастью:                      при техническом осмотре был остановлен лифт и в злосчастном бывшем общежитии, о котором говорилось выше – в замене нуждаются тяговые канаты. Про истории со старыми лифтами мы этим летом уже писали, внимательный читатель знает, что замена канатов стоит не копейки. Например, мы рассказывали о том, как в доме №2 по Союза республик (УК ООО «Заринское») лифт в третьем подъезде был остановлен 31 июля, стоял три (!) месяца, все это время жильцы верхних этажей поднимались пешком, лишь со второй попытки удалось провести собрание собственников (первое не собрало кворума), на котором они проголосовали за разовый сбор средств. 31 ноября лифт, наконец-то, был   запущен в эксплуатацию после ремонта. В случае, если бы на счете дома были свободные деньги (а они могли быть, если бы расходы на содержание жилья не превышали средств, заложенных в тарифе), ремонт можно было осуществить за счет этой строки, но денег, как уже говорилось, не оказалось.

Аналогичная ситуация складывается и в доме, о котором сейчас идет речь, только еще хуже, как говорится, есть разница между понятием «денег нет» и «денег нет вообще». Начиная с прошлого года (лифт в то время еще работал), управляющей компанией неоднократно поднимался вопрос о повышении тарифа, председателя совета дома регулярно приглашали для ознакомления с актом выполнения работ и услуг, который составляется ежеквартально, чтобы довести до сведения жильцов, какая работа, в каком объеме и сроки осуществляется реально в рамках действующего тарифа. К сожалению, все приглашения оставались без внимания. А ведь по идее, связующим звеном между управляющей компанией и собственниками должен быть именно совет дома, который берет на себя разъяснительную работу, оповещает жильцов о текущем состоянии дел и общедомового «кошелька», выясняет интересы и чаяния собственником, согласовывает расходы. За положительными примерами далеко ходить не надо.

«Дом надо содержать»

Пятиэтажку № 17/1 по ул. Металлургов знаю еще с девяностых, в свое время в ней жила моя приятельница, с тех пор много воды утекло. Разные времена знавало здание, в том числе и не самые лучшие. Еще осенью, проходя мимо, обратила внимание на то, как «похорошели» и сам дом, и прилегающая к нему территория. Во всех подъездах появились пластиковые окна, причем, с форточками, в некоторых сквозь стекла просматриваются цветы…

Председателем совета дома этой шестиподъездной пятиэтажки является Анна Сиротенко. Про Анну Гавриловну моя бабушка сказала бы так: «Волевая женщина». Волевая, боевая, знает, чего хочет и умеет этого добиваться. Обладает аналитическим складом ума, даром убеждения и организаторскими способностями. Природный характер  плюс педагогический опыт, а также, что немаловажно, опыт работы хозяйственника (когда-то в Якутии Анна Гавриловна руководила огромным Дворцом культуры, в котором было множество коллективов, а значит, отвечала за все и всех) – такую с толку сбить не просто. Признаться, я даже слегка оробела, когда по моему приглашению Сиротенко пришла в редакцию, чтобы поделиться собственным опытом работы в совете.  Удивило то, как Анна Гавриловна обстоятельно приготовилась к беседе: захватила с собой и альбом, посвященный празднованию 40-летия дома, и папки с документами: актами, отчетами, списками и пр. В общем, полный боевой комплект.

Ее знают не только жильцы дома, сотрудники управляющей компании ООО «Город» и администрации Заринска. Сантехники, электрики, строительные бригады, монтажники окон и так далее хорошо знакомы с этой энергичной и, в хорошем смысле слова, въедливой женщиной: ей до всего есть дело, за всем проследит лично. Своих соратниц, старших по подъезду, а их пять, называет командой. За каждой из женщин закреплена своя территория, свой подъезд. Если возникает какая-то проблема, какой-то вопрос, либо появляются новшества в законодательстве, проекты масштабов разного уровня, все это обсуждается на совете («летом на лавочке собираемся, зимой у меня»), в управляющей компанией, а потом начинается кропотливая работа с жильцами.

— Начинать в 2012 было трудно, — вспоминает Анна Гавриловна, — дом был в ужасном состоянии, собственники не хотели вкладываться в ремонт, ко многому относились с недоверием, не всегда с пониманием. Приходилось убеждать, объяснять, где-то увещевать.

Например, чтобы снизить расходы по воде на общедомовые нужды, начали с того, что убедили всех поставить водосчетчики, сейчас они есть не только в каждой квартире, в одном из подъездов установлены общедомовые приборы учета на холодную и горячую воду, отопление. По поводу установки каждого проводилось собрание собственников, которые порой возмущались и ворчали. Зато теперь есть четкие цифры расхода воды, тепла, а это немаловажно.

— У людей очень относительное понятие о том, что такое «мое». Многие собственниками себя чувствуют, когда квартиру продают, а о том, что квартира– это только часть дома, думать не хотят, о том, что лестничная площадка, подъезд – это тоже собственность, только уже общая, забывают.  А ведь квартиру продают вместе с подъездом, домом и придомовой территорией. И все это надо содержать, сохранять, дом ведь старый.

Сегодня подъезды изнутри выглядят, как игрушечки. Все покрашено, побелено, очень тепло, на окнах живые цветы. Железные двери и домофоны выступают преградой для случайных гостей, а этого тоже приходилось добиваться.

— Ремонты в подъездах делались в течение трех лет, — рассказывает Анна Гавриловна, — по два за лето, для этого поднимали тарифы на содержание жилья (с 13руб. 50 коп. до 16руб.20 коп. в несколько этапов). Сначала шло очень тяжело, но, когда были отремонтированы первые два подъезда, люди увидели конечный результат, стало полегче. Закончив ремонт в подъездах, тариф снизили до 15 рублей.

-За последние два лета на здании заделали абсолютно все швы, — продолжает рассказ председатель совета дома, — всех обошли, каждая в своем подъезде, если у кого дома дует, убедили написать заявления на заделку швов, порой даже заставляли…

Если кто-то из жильцов захочет поинтересоваться, куда уходят деньги на общедомовые нужды, у Анны Гавриловны всегда наготове документы, кроме того, лично может провести и показать, где, когда, что сделано и сколько это стоило.

Дом 17/1 по ул. Металлургов одним из первых вошел в софинансирование программы «Формирование комфортной городской среды» — была заасфальтирована придомовая территория. Обо всех новшествах, программах председатель совета дома узнает не по «сарафанному радио»: регулярно посещает собрания в администрации, читает различную литературу, посвященную теме коммунального хозяйства, в том числе и периодическую печать

— Людям надо помогать разобраться с той информацией, которая свалилась на них в последние годы, уметь в ней ориентироваться — убеждена бывший учитель словесности, — где — то подсказать, где-то объяснить, научить.

В советское время было очень модно обмениваться передовым опытом работы. В наши дни было бы неплохо устроить обмен опытом между председателями и членами советов многоэтажных домов. Ведь этой работе (хотя и на общественных началах) сегодня многие только учатся.

***

Закончить хотелось бы на оптимистической ноте, но…Вернемся к дому 26/1 по ул. Союза Республик.

По словам главного бухгалтера ООО «Город» Светланы Приходько, ситуация складывается так, что если не поднять тариф до 20 рублей, из коммунальной «ямы» дому не выбраться. Чем дольше закрываешь глаза на проблему, тем глубже она становится. Насколько мне известно сейчас ведется заочное голосование, но первые результаты не в пользу повышения тарифа. Управляющая компания со своей стороны допускает возможность рассмотреть вопрос об отказе обслуживать это здание в случае непринятия собственниками здравого решения. Интересно, если такое все же случится, найдется ли   другая «управляшка», которая возьмет на себя бремя в виде дома с таким анамнезом: старое, изношенное здание, долги за коммунальные услуги, несговорчивые жильцы, дурная слава. Кому нужна такая головная боль?

Вероника ЧЕБАТКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here