Чаще всего медицинские сестры находятся в тени докторов. Но на их плечах лежит большой пласт работы, нагрузки и ответственности. Верные помощники, исполнители, посредники между пациентами и врачами. Сегодняшний наш рассказ о работе и буднях среднего медперсонала ковидного госпиталя. Это про жизнь. Про реальность. Это правдиво. Искренне. От души…

В «зеленой зоне», где будет проходить наша беседа, тихо и спокойно. Здесь отдыхает медперсонал. Перерыв полчаса: перекус, телефонный разговор с родными и снова в бой — в «красную зону». Наш разговор короткий. Эти люди не могут позволить себе отлучиться надолго. Тем более сегодня, когда больных так много. Сегодня в ковидном госпитале лечатся более 160 человек, и это еще не предел…

Человеческое отношение никто не отменял

Ольга Чаевцева около десяти лет отработала старшей медсестрой в реанимационном отделении горбольницы. Но по ряду причин поменяла место работы. Устроилась в детскую поликлинику – оказывала помощь садам и школам. Осенью прошлого года, услышав об открытии ковидного госпиталя, и о том, что он нуждается в квалифицированных кадрах, решила пойти туда. Сыновья были против. Но она была тверда в своем решении помогать людям…

— Тогда я не знала, с чем могу столкнуться. Это был своего рода экстрим, авантюра… Но погрузившись в работу, увидев то, как болеют люди, как выкарабкиваются из болезни, многое переосмыслила. В тот короткий промежуток, когда госпиталь был закрыт, мне казалось, все, что происходило здесь, было не со мной. А когда в июне на нашей территории вновь открыли такой стационар, я долго сомневалась, стоит ли мне идти снова. Решение далось нелегко.

Ольга Анатольевна – процедурная медсестра. Ее рабочая смена 12 часов. Есть небольшой перерыв, но она в основном все время на ногах. Поток больных настолько большой, что нет времени расслабляться. За смену ей нужно подойти к каждому пациенту по пять-шесть раз – поставить уколы, сделать капельницу, взять кровь на анализ, а если врач изменил назначения, сделать дополнительные манипуляции. Говоря о своей работе, Ольга не жалуется ни на усталость, ни на нагрузку. Об этом не думаешь, когда находишься среди больных.

— Я стараюсь говорить с пациентами. Им это важно. Кому-то что-то объяснить, кому — подсказать, кого-то просто успокоить. Человеческое отношение даже несмотря на всю сложность и напряженность ситуации никто не отменял. Медсестры по возможности стараются быть для пациентов помощниками. — Не так давно одна из моих пациенток – бабушка в годах, попросила домашнюю помидорку. Я не могла остаться в стороне, оббежала все отделение, заглянула в каждую палату и нашла лакомство для бабули. Как она была счастлива в этот момент?! Или супружеская пара – в годах. Оба лежат на кислороде. Положили их в коридор. Постоянно меня спрашивают, как там мой муж, как моя жена, все ли хорошо… Подошла к бабушке и попросила ее поднять руку, а потом подошла к дедушке, он сделал то же самое. Так они увидели друг друга, убедились, что все в порядке. Таких искренних слез счастья я давно не видела…

Ольга Анатольевна в своем рассказе делает паузу. Такие истории всегда непросто рассказывать. Потому что они про настоящее. Про нашу жизнь и реальность…

Хочется вернуться в нормальное русло

Когда было расформировано отделение гинекологии, многим медсестрам поступило предложение перейти в инфекционный корпус. Конечно, было страшно. Все-таки специфика отличается. Но медсестры из числа тех специалистов, которые не боятся браться за новое и готовы обучаться. Для Татьяны Воротниковой, которая проработала в гинекологии много лет, менять место работы было непросто. Но спустя год она совершенно иначе смотрит на это. Первую свою смену в инфекционном корпусе не забудет никогда. Только за ночь поступило девять больных. Всем требовалась помощь. Всем нужно было уделить внимание и сделать процедуры… Такой усталости она не испытывала ранее.

В «третью волну» женщина на многое смотрит по-другому. Во-первых, работа отлажена до мелочей. Каждый четко выполняет свои обязанности. Во-вторых, привыкла к режиму работы, к костюмам, к наплыву пациентов. Страха и паники уже нет, есть понимание того, что и как делать. Отдельная тема – противочумные костюмы.

— Первое время, надевая их, становилось не по себе. Очки запотевали, ничего не видно, жарко и душно, как в бане, пот течет ручьем. Оказывается, человек ко всему привыкает. Да и работы много, нет времени думать о неудобствах. Если во вторую волну на каждую медсестру приходилось порядка 40 пациентов, то сегодня их 46.

Татьяна, как и ее коллеги, сегодня мечтает только об одном – чтобы ситуация с ковид стабилизировалась. Хочется вернуться в нормальное русло, спокойно работать и знать, что инфекция отступила.

— Мы очень устали. Уже и денег никаких не надо, лишь бы все закончилось, — заключила медсестра.

Коронавирус меняется на глазах

Общий стаж работы Елены Бабанаковой 20 лет, из них 18 она проработала в инфекционном отделении Заринской горбольницы. Хотя ей и приходилось видеть разные инфекции, лечить детей и взрослых, с таким заболеванием столкнулась лицом к лицу впервые. Она и ее коллеги были первыми, кто взял удар на себя.

— Трудностей было много. Тогда мы не знали ничего, работали вслепую. Костюмы – это отдельная история. Первое время не понимали, как можно в них работать. Настолько было некомфортно. Надевая его первый раз, думала, не смогу выдержать, но оказывается, мы умеем подстраиваться под любые обстоятельства, быть терпеливыми. А дальше пришло понимание, что костюм необходим. Научились приспосабливаться, буквально, жить в них, — рассказывает медсестра.

Во «вторую волну» тяжелых пациентов было много. Врачи на ходу меняли лечение, медсестры выполняли необходимые манипуляции, но лучше заболевшим не становилось. Переводили в реанимацию. Кто-то выкарабкивался, а кому-то не хватало сил… Рассказывая об этом Елена Александровна не сдерживает слез. Им жалко каждого, кого не удалось спасти. Они старались. Они делали все возможное. Но, увы, ковид коварен, и никто не знает, как он поведет себя дальше.

А как они радовались тому, что в марте госпиталь был закрыт на консервацию. Наконец, все закончилось. Наконец, можно вздохнуть спокойно. Да, они по-прежнему работали в костюмах в провизорном госпитале, но пациентов было немного, они быстро восстанавливались и выздоравливали.

«Третьей волны» избежать не удалось. Ковидный госпиталь вновь был востребован и медиков перебросили туда. Елена Александровна, как опытный работник, была назначена старшей медсестрой одного из корпусов. Свою работу она знает на отлично, поэтому больших сложностей не возникло. Сравнивая то, что происходило осенью 2020 года и нынешнюю ситуацию, медсестра признается:

— Сегодня коронавирус ведет себя совершенно по-другому. Он стал молодеть, стала меняться симптоматика. Заболевание развивается стремительно. Стало больше тяжелых больных. Реанимация переполнена. Люди паникуют. Многие из них до последнего не верили в ковид, не соблюдали рекомендации врачей. А когда столкнулись с ним, пришли в ужас. Оказывается, инфекция существует, оказывается, она так сильно бьет…

Когда пандемия завершится, Елена планирует остаться в инфекционном отделении. Это ее родное место. С ним она связана теперь навсегда.

«Вы не представляете, сколько слез проливается в «зеленой зоне»

Работа среднего и младшего персонала в ковидном госпитале контролируется старшей медсестрой. Снабжение лекарственными препаратами, составление графика работы, поиск замены в случае, если сотрудник заболел или ушел в отпуск, контроль за работой в «красной» зоне. Все эти обязанности выполняет Ирина Мамедова, старшая медсестра инфекционного госпиталя.

Ирина Валерьевна, как и ее многие коллеги, попала сюда в разгар эпидемии. Приемное инфекционное отделение, с которого начинается прием больных в госпиталь, в сентябре работал в авральном режиме. Кареты скорой помощи привозили новых и новых больных. Многие из них поступали в крайне тяжелом состоянии. Для Ирины Валерьевны, которая до этого работала в гинекологическом отделении, это был тяжелый период. Именно тогда она убедилась, что человек в стрессовой ситуации открывает свои возможности и показывает все свои силы и умения.

Ирина Валерьевна проработала месяца, и ее перевели на место старшей медсестры. Конечно, работа немного спокойнее, но ответственность возросла.

— Я также вместе со своими коллегами выхожу в «красную зону». Мне нужно проконтролировать работу, посмотреть, все ли есть в наличии. В случае, если нужно перекрыть смену, а людей нет – выхожу сама и выполняю все те же обязанности. У нас сложился хороший коллектив. Все с пониманием относятся к работе, к сложившейся ситуации.

На сегодняшний день на два корпуса инфекционного госпиталя приходится пять постов, один из них реанимация, четыре – распределены по корпусам. На каждом в смену, а это 12 часов, работают две медсестры и санитарочка. На сегодняшний день проблем с кадрами нет. А во «вторую волну» пришлось столкнуться с тем, что некоторые медсестры работали на износ. Людей не хватало. Приходили новички, но они не задерживались надолго. Многие, отработав смену, две, признавались, что в таких условиях они не готовы трудиться.

С июня этого года, когда ковидный госпиталь вновь открыли, у Ирины появился помощник — Елена Бабанакова. Больных стало больше, а значит и документации тоже. Вдвоем куда быстрее все это делается. Рассказывая о своих девчатах, Ирина Валерьевна не может не упомянуть младший медперсонал – санитарочек, которые делают невероятный пласт работы. Они главные помощники медсестер.

— Осенью, когда количество больных стало расти, мы экстренно готовили новые палаты. Врачи, медсестры и санитарочки брали в руки кровати и несли. И сегодня нам часто приходиться переносить больных на мягких носилках в реанимацию. Никто ни разу не сказал, я не буду этого делать. Берут и делают. Да, бывают ситуации, когда они могут повысить голос на пациентов, сказать им: «успокойтесь», «потерпите», «зайдите в палату». Они с трепетом относятся к каждому больному и очень переживают, когда что-то идет не так. Вы не представляете, сколько слез проливается в «зеленой зоне». Но их они никогда не покажут своим пациентам, — поделилась Ирина.

Прогнозов о том, как будут развиваться события дальше, сегодня никто не дает. По мнению медсестер, рано расслабляться. Война еще не окончена. Сейчас идут тяжелые бои. Больных действительно много. А ведь пик ещё не пройден.

PS. Эти хрупкие женщины поразили меня до глубины души. Они – настоящие герои и ЛЮДИ с большой буквы. О том, как им сложно, они никогда не скажут. Им нельзя расслабляться. Работы много, и ее нужно выполнять. Отдыхать будут позже, когда все закончится. Сегодня нужно бросить все силы, чтобы вернуться к нормальной жизни…

Евгения Шишкина, газета «Новое время». 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here