Бойцы невидимого фронта — так говорят о себе работники реанимации и анестезиологии, где ежесекундно идет борьба за жизнь пациентов.
В преддверии Дня медика нам посчастливилось пообщаться с одной из медсестер отделения. Елизавета Кирилловна Блаженко, медсестра-анестезист, сразу предупреждает, время на беседу ограничено. Поступили два пациента. Нужно быть рядом с ними.
— У нас очень быстрый ритм. Если за смену удается перекусить, сделать глоток воды — значит, смена прошла хорошо, — признается медсестра, начиная наш разговор.
В таком ритме Елизавета Кирилловна работает больше 30 лет, как только пришла в отделение. В 90-х годах в горбольнице катастрофически не хватало медсестер в реанимации и анестезиологии. Может, кто-то бы и отказался от такой работы, но не Елизавета Кирилловна. Специфика ее не пугала. Но она понимала, будет непросто. Начинающей медсестре помогали коллеги — опытные наставники. Она благодарна Альбине Семеновне Завьяловой, Надежде Петровне Васильевой, Антонине Ильиничне Рейх, Надежде Александровне Бральчук за их советы и опыт.
В Заринской горбольнице отделение реанимации рассчитано на шесть коек. Сюда поступают больные всех возрастов: от младенцев до возрастных пациентов… Отделение всегда переполнено. Пациентов с улучшениями переводят в другие отделения, на их место привозят других… Сотрудники этого отделения как универсальные солдаты быстро реагируют на ситуацию, не паникуют и четко следуют алгоритмам действий. Они – глаза, уши и руки врачей-реаниматологов.
— Мы работаем в экстремальных условиях. Времени на подумать у нас нет. Все должно быть четко и быстро.
У реанимационной медсестры рабочий пост — в палате. Главная обязанность — наблюдение за пациентами. Врач проведёт осмотр, назначит медицинские манипуляции, а постоянно с больными находится именно медицинская сестра. Дежурство без права на сон. Да, на рабочем месте есть кушетка, но как тут уснуть, когда тебе доверены жизни тяжёлых больных?
Именно поэтому в реанимации нет случайных людей. Сюда приходят люди по призванию. Елизавета Кирилловна признается — работать здесь нелегко, по большей части, с моральной точки зрения. И если изначально не настроить себя правильно, то можно быстро «выгореть».
— Поначалу было тяжело, я не сразу привыкла. И сейчас и мне, да и всем сотрудникам, небезразлична судьба каждого нашего больного. Но сострадание и жалость к людям не должны мешать работе. Когда перед тобой стоит задание врача, ты должен отбросить лишние эмоции и качественно сделать дело, — говорит медсестра.
В медицину Елизавета Кирилловна пришла 40 лет назад, три десятка из них посвятила реанимации. Мыслей бросить и уйти в другое отделение у нее не было. Здесь — в одном из самых непростых отделений, где на кону стоит человеческая жизнь, всегда не хватало сотрудников. Разве могла она бросить пациентов, развернуться и уйти?! Нет, это не в ее характере. Заканчивая наш разговор, она отмечает, ей бы очень хотелось, чтобы в реанимации и анестезиологии появились «свежие» силы, которым можно было передать опыт и знания. В свое время она получила этот бесценный опыт от коллег. Сегодня пришло ее время передавать его начинающим медсестрам.
Евгения Шишкина.