Пора в дорогу

0
282

В этом году «Алтайавтодору», как и Алтайскому краю, исполняется 85 лет. Задачи перед предприятием все те же – обеспечить комфортный проезд автомобилистов по краевым трассам региона.

О том, как работает организация в современных условиях – наш разговор с Василием Мотузом, начальником КГКУ «Алтайавтодор».

– Василий Орестович, вы более 35 лет в дорожной отрасли. Что считаете главным в работе дорожников?

– Обеспечение безопасного и качественного проезда по дорогам. Кроме того, мы должны регулярно поддерживать в нормативном состоянии то, что уже было построено ранее, что сейчас мы называем опорной сетью края. Кроме того, мы бережно храним нашу историю. В Барнауле работает Музей дорожной техники на площади Баварина. В Ночь музеев он открыт для всех. Там находятся чертежи Вячеслава Шишкова, который проектировал Чуйский тракт. Ведь он был не только писателем, но и техником.

В 1980-е годы, когда я приехал на Алтай, наблюдался взлет дорожного строительства. По 300 км асфальта в год укладывали. Конечно, качество дорог было другим, но и нагрузки на них приходились не те, по 8 тонн на одну ось грузового автомобиля. Все нормативы, актуальные 30 лет назад, сейчас устарели, но мы благодарны нашим предшественникам за то, что они сделали в свое время.

Помимо того, что необходимо обновлять покрытие дорог, не стоит забывать и о его сохранении при помощи весогабаритного контроля. Мы не стремимся к тому, чтобы собрать как можно больше штрафов за превышение весогабаритных норм. Нам важно, чтобы грузоотправители работали согласно установленным правилам и передвигались по дорогам в рамках действующего законодательства с учетом разрешенных нагрузок на ось.

– А сейчас какие нагрузки переносят краевые трассы?

– Современные большегрузы везут по 40–50 тонн, а некоторые с перевесом – до 100 тонн. Дорога – это сложное инженерное сооружение, не рассчитанное на такие перегрузки. А перегруз приводит к тому, что дорожное покрытие быстро изнашивается.

Помимо этого, существует и такой фактор, как интенсивность движения. К примеру, когда Старый мост в Барнауле ремонтировали, через Новый проходило 60 000 автомобилей в сутки. Мы, безусловно, контролировали состояние этого искусственного сооружения, но интенсивность движения автомобилей в любом случае ускорила износ покрытия.

– Расскажите, каким направлениям отдается приоритет при планировании ремонтов?

– В приоритете дороги, которые имеют выход к соседним регионам. Это позволяет укрепить торгово-экономические связи, что, несомненно, положительно влияет на развитие субъектов и делает передвижение по трассам комфортным и безопасным для наших жителей и гостей региона.

Интенсивность движения и транспортно-эксплуатационное состояние покрытия также становятся определяющими факторами при планировании.

Мы ежегодно обновляем порядка 800 км дорог краевого значения. На балансе «Алтайавтодора» около 16 тысяч км и 780 мостов, часть которых находится в предаварийном состоянии. Поэтому мы в первую очередь финансово и физически не сможем отремонтировать всю сеть. Работы ведутся поэтапно. К примеру, если говорить о дороге Белоярск – Заринск, то еще несколько лет назад она была в не очень хорошем состоянии. А сегодня вся трасса до Заринска обновлена. То же самое можно сказать и о дороге до Камня-на-Оби. Кстати, работа в этих направлениях будет продолжена за пределами городов.

Сейчас все-таки средств на строительство и ремонт дорог выделяется в разы больше, чем пять лет назад…

– Цифра, конечно, увеличивается из года в год. Например, в 2021 году сумма средств, направленных на дорожную деятельность, составляла порядка 16 млрд рублей. А этом году уже 22 млрд.

При этом стоимость 1 км дороги совсем не дешевая, покрытие в щебне – 5 млн рублей, в асфальте – 10 млн, а если необходимо полностью построить дорожное полотно – 25–30 млн рублей.

– Сейчас у вас горячая пора. Сколько дорог в этом году сделали и сколько еще предстоит?

– На сегодняшний день мы выполнили порядка 60% от всех работ, у нас нет сомнений в выполнении всех поставленных задач. В этом году Алтайский край стал получателем инфраструктурного бюджетного кредита из средств федеральной казны, более 7 млрд рублей направлено на реализацию проектов в дорожной сфере.

Назову наиболее масштабные объекты. Идет строительство трехуровневой развязки на пересечении Змеиногорского и Южного трактов. В Заринском районе в деревне Яново возводят молочный комплекс, задача дорожников – обеспечить подъезд к крупному предприятию. Ведется реконструкция дороги Алтайское – Ая – «Бирюзовая Катунь» между селами Ая и Алтайское. До Аи трасса в приличном состоянии, до Алтайского – требует серьезных вложений. В перспективе на «Бирюзовой Катуни» планируют создать горнолыжную базу, также ожидается перемещение туристов из Белокурихи и обратно, соответственно, интенсивность движения увеличится.

– Сегодняшняя проблема всех предприятий края – отсутствие кадров. Как с этим вопросом у вас?

– Чтобы в коллектив вливалась молодая кровь, мы работаем с учебными заведениями. В техникуме на базе политехнического университета идет подготовка специалистов среднего звена. Ждем, что оттуда к нам будет приток кадров. Средняя зарплата в краевых ДСУ – 50–70 тыс. рублей. Это хорошая зарплата, но работу в зной летом, а зимой – в мороз не каждый выдержит. Когда на улице +35, а от асфальта жара в 120–130 градусов, трудно работать. Автомобилисты и по 100 тыс. рублей получают, больше рейсов – больше зарплаты. Кто хочет, тот зарабатывает.

В последнее время техника стала современнее, удобнее. Многие предприятия обращают внимание на быт рабочих на производстве и в командировках. Госпредприятия не гонятся за прибылью, заботятся о своих кадрах. Понимают, что без них не будет и работы.

– А как в «Алтайавтодоре» с квалифицированными молодыми кадрами?

– Мы изучали опыт работы со студентами в других отраслях. Некоторые строительные организации набирают специалистов на этапе учебы в вузах, проверяют, соответствует ли они их запросам, дают им возможность заработать, изучить профессию на практике. Думаю, нам тоже следует так поступать.

– Ковид повлиял на работу организации?

– Косвенно. У нас шесть предприятий, в каждом есть филиалы. Руководителями была организована система взаимозаменяемости кадров. Прошло без сбоев. В прошлом году все задачи выполнили.

– Зимой легче работать дорожникам?

– Это обманчивое впечатление. Дороги закончим строить – и через пару недель специалисты пересаживаются на снегоуборочную технику. Если начинается период метелей, а это в последние годы довольно частое явление, дорожники работают круглосуточно.

– Какие планы у «Автодора» на будущее?

– К 2024 году нам нужно по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» отремонтировать 85 % дорог в городских агломерациях и 51% краевых дорог. К 2030 году и опорную сеть дорог мы должны довести до показателя 85%. Продолжаем восстанавливать искусственные сооружения на территории региона. На «Бирюзовую Катунь» нужно обратить внимание, там дороги построили в 2012 году, а первые участки – в 2008-м, и они уже требуют ремонта. Важно не упустить время, чтобы потом не вкладывать огромные средства. Не будем забывать и про другие туристические маршруты, которых в нашем регионе большое количество. Работы впереди еще много, мы поэтапно движемся во всех основных направлениях.

Подготовлено управлением печати и массовых коммуникаций Алтайского края совместно с редакцией газеты «Алтайская правда»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here