Мою сегодняшнюю собеседницу Наталью Одноралову я знаю будто бы сто лет. И началась эта история знакомства в 2015 году. Когда в Заринск пришла страшная беда — наводнение. Познакомились мы тогда даже не с ней, а с ее десятилетним сыном Алешей Кононенко. Как взрослый мужик он лопатой кидал песок в мешки, чтобы сберечь свой и чужие дома от водной стихии. И только сейчас я понимаю, от кого у парня такие качества…

Когда я позвонила Наташе с просьбой встретиться, она в трубку чуть не заругалась – да не надо про меня писать, и так много недовольных вокруг, считают, что нашей улице все легко достается, а тут еще газета выйдет с материалом обо мне, опять начнут осуждать. Договорились с горем пополам, на то она и журналистская сила слова, чтобы убеждать людей. И правда – надо рассказывать такие истории и показывать населению героев наших улиц. Чтобы подобных примеров было как можно больше.

О своей судьбе Наталья Одноралова распространяться особо не любит. Только хохочет в глаза и хитро прищуривается – ничего шедеврального в ее жизни нет, все как у всех – учеба, работа, замужество, ребенок. Родилась и выросла в Хабарском районе, поехала учиться в Барнаульский кооперативный техникум и попала в Заринск к дяде. Здесь устроилась на Алтай-Кокс поваром, а затем освоила неизвестные для себя профессии машиниста и рамповщика. 20 лет уже трудится на заводе.

Удивительно, но Наталье кажется, что любая женщина на ее месте могла бы также встать за руль тепловоза и работать днями и ночами. Увы, ошибается – не каждой дан вот такой стержень, как у нее – выносливо, терпеливо, четко выполнять свои не совсем женские обязанности, годами перемешивая в себе мужские и женские качества, не досыпая по ночам, часто не видя сына. Хотя, возможно, поэтому и вырос он самостоятельным – такой вот мужичок с характером. 

10 лет назад Одноралова с мужем получили по программе «Молодая семья» сертификат на приобретение жилья. Купили дом в живописном месте на берегу Чумыша. Улица Энгельса в микрорайоне Балиндер сразу понравилась молодой женщине. Река — рядом, будет, где Алешке искупаться и рыбу половить, свежий воздух. Да и соседи по улице хорошие, приветливые. Сразу со всеми познакомилась, стали дружить. И дружба эта подтолкнула на новые для нее подвиги (опять Наталья заругается, прочитав это слово). 

Проблем на улице Энгельса, как и на других в поселке, всегда было много. Это и дорога не очень, и фонарей маловато, и Чумыш рядом, который того и гляди, как медведь, после зимней спячки проснется и давай хозяйничать. Ну, и других забот хватает – уборка и вывоз мусора, очистка снега. Кто жил в деревне, понимает, о чем идет речь. Свою такую жизнь крестьяне с иронией называют: «Бери больше, кидай дальше!». Так и здесь. То там тонко, то там рвется – во всем нужна хозяйская рука.

В итоге, сложилась активная группка людей из соседних домов, человек 5-6. Стали решать, как жить дальше. К этому времени бывший председатель уличного комитета из-за большой занятости снял с себя полномочия. «Почему бы Однораловой такое дело не поручить? — задались вопросом жители. – Она молодая, хваткая, глаза горят. Все получится». Так и стала Наталья старшей на Энгельса, не по возрасту, а по должности. И сразу, как говорится, взялась за работу. А вместе с ней и ее замечательные соседки: Вера Ивановна Славнова, Надежда Андреевна Блинова, Любовь Николаевна Горбачева, Любовь Ивановна Лунина, Татьяна Ивановна Шерстяных.

Первым делом подружки-активистки организовали на детской площадке субботник. Городок был старенький – качели поскрипывали, резиновые шины все облезли, решили немного обновить «аттракцион». Повесили баннер, чуть ли не мир, труд, май и принялись за работу. В считаные часы объект заулыбался – радостным стал от нового наряда и людского внимания. Пришли ребятишки, стали играть. С этого началась общественная деятельность председателя. И ведь понравилось самой – люди довольны, душа радуется.

В дальнейшем стали поддерживать порядок на улице. Как весна или осень – соседки выходят на площадку, вывешивают новый баннер и принимаются за дело. Работа кипит так, что метлы сами в пляс идут, а грабли им подтанцовывают. После субботника посидят, почаевничают, жизнь, кажется, становится краше. Все вокруг расцветает новыми красками. Когда чистота наступает, у любого душа радуется и поет от счастья. Всей улицей отмечают дни рождения и большие праздники. Огромные буквы на ватмане «С юбилеем… » радуют именинников. Ещё бы — вся улица приветствует их.

В прошлом году на Энгельса завезли щебень. Старый асфальт совсем разрушился, образовались ямы на дороге, в грязь ходить стало плохо, да и по сухой улице на машине еле проедешь. Дорожное предприятие по заявке бывшего председателя завезло сюда щебень. Улицу засыпали, но качество материала жильцам не понравилось. Фракция, по их словам, была не та. И подняли жители настоящий бунт. Вплоть до президента пообещали дойти.

Наталья Одноралова, как новый председатель, пригласила на место действия представителей администрации города, депутатского корпуса. Приехавшие с жалобами  жителей согласились. Пообещали положить новый асфальт. Это была первая победа председателя. Ведь удалось убедить приглашённых, получилось достучаться. Значит, есть в ней сила убеждения.

Собрались с соседками, обдумали происходящее. К этому времени стали дружить ещё теснее. И даже придумали для себя способ бороться с ковидом. Пока другие болели, жительницы Энгельса проводили на своей улице дыхательную гимнастику и закалялись купанием в Чумыше. Этот из способов борьбы мы описывали в нашей газете. Одни болеют, другие в это время купаются. Вот это сила духа русского человека. Залезут в воду, одни головешки торчат, как ондатры туда-сюда проплывут, и вода-то не тёплая. Ничего, не мёрзнут. И ведь помогло — в больницу тогда ни одна не попала.

В администрации города тоже увидели активность председателя. Предложили поучаствовать в программе поддержки местных инициатив. В прошлом году её впервые распространили на малые города. Наталья голову почесала, подумала, а почему бы нет, сделаем-ка мы новую детскую площадку, старая совсем износилась. Тем более миллион даёт край. И завертелась у Однораловой новая жизнь между своей семьёй и администрацией города. Сколько она перелопатила документов и поучаствовала во встречах одному богу известно. Программа-то для города новая. И она оказалась не одна. Чтобы сумма была больше, решила принять участие еще и в заводском гранте, тем более сама работает на Алтай-Коксе.

Написала заявку, хорошо защитила проект и нашла поддержку у членов комиссии. 350 тысяч рублей стали отличным дополнением к миллиону, плюс город помог. Самое трудное оставалось впереди — раскачать людей, ведь по условиям ППМИ надо, чтобы и люди приняли участие. И пошла Одноралова по улицам — просить денег на площадку. Не все принимали радушно, а кто-то и вовсе гнал. Но Наташин стержень и здесь пригодился. Не зря закалённая жизнью. Там копейка, здесь рубль, помогли ближайшие подруги с улицы, откликнулись коллеги по работе, помог бизнес, депутаты… Всем миром собрали средства. И только подписав договоры, Одноралова успокоилась. Вздохнула спокойно — всё страшное позади, ждём строительства.

Стройку начали этой весной. Сначала жители улицы демонтировали старую площадку. Думали, плакать будут, с неё ведь вся эта инициатива начиналась. Но нет, даже с радостью ломали старые качели, понимая, что совсем скоро здесь всё обновится. Транспарант новый повесили, как же без него?! Наталья опять была во главе, копала, ломала, руководила, куда что выкинуть. Подогнали машину, сдали металл. Сумму, которая образовалась после этого, частично пустили на открытие нового объекта, часть — оставили на нужды улицы — мусорные мешки, перчатки и т.д. На этом же дела уличные не закончились.

Опять дружно «обмыли» это дело чаем с пирогами, а их тоже умеют на Энгельса стряпать вкусно, и стали готовиться к строительству. Подрядчик не заставил себя долго ждать. Под чутким руководством председателя заехал на Энгельса. Поставил площадку быстро. Одноралова сама проверила, как крепко держатся фигуры, не пострадают ли детки…

— Я понимала, что эта площадка нам навсегда, поэтому и требовала, чтобы строили хорошо — навечно. — Говорит председатель. – Спасибо, что край дал миллион, завод и глава города поддержали.

После строительства попросила администрацию подсыпать площадку со всех сторон щебнем, чтобы вид эстетичнее был, и вода уходила. Всё было сделано — там ведь тоже видят активных людей и откликаются на просьбы.

В день открытия площадки я тоже была на Энгельса. Наташа нарядилась в красивое платье, приветливо улыбалась гостям, а в глазах ведь была тревога — понравится ли людям, ведь они тоже внесли свою копеечку, ответственность — двойная.

Завод помог в проведении мероприятия, присутствовали сотрудники администрации, было много детей. Они-то и стали главными членами жюри, оценившими новый объект. И только когда всё закончилось,  Наталья Одноралова с ощущением счастья шла домой по любимой улице. Такое чувство, будто себе дом построила, такая она непростая эта общественная работа. Площадка-то получилась на зависть всем!

В этом году, как и планировалось, на улице положили асфальт. Новенький, красивый, ещё преобразилась улица. «Как в лучших домах Парижа», — сказал бы обыватель.

— Вам хоть спасибо-то говорят? — спрашиваю у Натальи.

Опять с улыбкой хитро прищуривается:

— Не всегда, — отвечает председатель.

А я уже знаю, что не только не говорят, а чаще и ругаются — почему это всё для вашей улицы, а нам ничего?! Так и с соседней, Матросова, получилось. Мусор на дороге валялся, убрать некому. Собрались активистки  с Энгельса и пошли на субботник. 10 мешков мусора собрали. И вечером его уже не было. Неужели другим это трудно было сделать?!

— Я не всегда понимаю людей, — признается Одноралова. — Вот заросло у столба все травой, уберите, рядом же с вашим домом. Нет, говорят, это обязанность горсетей, сидят, ждут, пока рак на горе свистнет. А я пойду да и вырву, трудно что ли…

«И, правда нетрудно», — думаю я. А ещё этой беспокойной женщине совсем не трудно сесть на велик и объехать свою так сказать вотчину, чтобы увидеть проблемные места. Где фонарь не горит или мусор валяется. Потом обратиться в администрацию и попробовать решить вопрос — в лоб ведь никто не ударит!

— В этом году, — говорит председатель, — буду продавать дом, уехать хочу.

И с таким чувством произносит, как будто всё сделала, завершается её деятельность. А потом в глазах вдруг искринка загорается: «А сколько нынче край даёт на ППМИ?  Миллион триста? Это ж сразу несколько контейнерных площадок на Энгельса можно поставить… «.

На том и расстаемся… Эх, Наталья, Наталья, не уехать вам видно отсюда — на кого всех оставите, беспокойная вы наша душа…

Наталья Майбурова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here