Все мы пользуемся услугами такси. Это удобно, комфортно и затрачивает немного времени. И практически у каждого в телефонной книге есть парочка номеров таксистов, которые в случае чего выручат. В последние годы стали популярны частники. Они работают нелегально, сами на себя, никто их не контролирует. При этом пассажиры довольны их работой. Только сделай клик, и через 3-4 минуты машина будет у твоего дома.  Официальные компании такси по-прежнему на рынке. Но в связи с появившейся конкуренцией ситуация ухудшается. И что будет дальше, никто не знает.

Мы решили выяснить, так ли просто в наше время работать в службе такси, что волнует сегодня таксистов города, есть ли будущее у службы с шашками на крыше автомобилей… Помочь разобраться в этом вопросе попросили одного из таксистов нашего города. Имя он пожелал свое не называть. Говорит, во-первых, сразу узнают, а во-вторых, пусть его рассказ будет собирательным. Ведь то, что волнует его, интересует и всех причастных к этой службе.

По стечению обстоятельств или по призванию

Садясь в такси, мы невольно задаемся вопросом: почему человек выбрал для себя такую профессию? Заставили обстоятельства, здесь можно заработать хорошие деньги или, скажем, водитель настолько любит автомобиль, что не может представить себя на другой работе? Как пояснил наш герой, причины у всех разные. Кто-то действительно приходит сюда из-за нужды, кто-то, отработав много лет в других сферах, решает сменить род деятельности, а кто-то понимает, больше он ничего не умеет, а кормить семью нужно. 

Наш герой пришел в такси по стечению жизненных обстоятельств. До этого работал водителем в Заринском районе, а потом решился на переезд. На тот момент в городе было шесть компаний такси. В одну из них и устроился механиком. Занимался обслуживанием и выпуском машин, покупал необходимые запчасти, ремонтировал. А в свободное время сам таксовал, чтобы дополнительно заработать. Так здесь и остался.

Миф, что таксисты неплохо зарабатывают, мужчина опровергает. В один день ты действительно сорвал джек-пот, а на следующую смену ты даже план не смог выполнить. Все непредсказуемо. 

«Иногда, работая 12 часов, ты не только выполнишь план – 1200 рублей плюс заправишь машину, но и в карман себе положишь приличную сумму, а назавтра уже такого может не быть… Еле-еле наскребаешь на то, чтобы рассчитаться с компанией за аренду авто».

Если же человек где-то ещё работает, а такси – его хобби, приятное времяпровождение, то тогда на жизнь хватает. Вот и наш герой подрабатывает там, где может.

«Было время, когда я решил уйти на постоянную работу — водителем в другую службу. Доходило до того, что за рулем был больше 30 часов без сна… Так нельзя… Спустя несколько месяцев понял, что той суммы, которую я зарабатываю, мне не хватает. И вернулся в такси. Ведь самый главный плюс этой службы – «живые» деньги. Ты знаешь хоть сколько-нибудь, но ты накатаешь».

Для многих работа в такси становится единственным и первым заработком. И это неплохо. Значит, у такого человека есть большой круг пассажиров, своих, чужих, неважно. Он востребован, и ему хватает на жизнь. Кстати, он отмечает ещё один интересный факт – среди таксистов больше опытных водителей, которые поработали в разных компаниях и сроднились с этой профессией. В другом месте они себя уже не представляют.

«Быть таксистом – это образ жизни. Даже если руль тебе надоел, ты все равно идешь, заводишь автомобиль и в путь».

Конкуренция растет

Сегодня многие заринцы пользуются такси посредством всевозможных групп в ватсап. Плюсов масса. Удобно, комфортно и быстро. Кинул заявку, а тебе в ответ летит сразу несколько предложений. Выбирай. В компаниях, которые работают на рынке Заринска сегодня, немного другая ситуация. Машин там немного. Заявки могут висеть по 10-20 минут, с первого раза очень сложно вызвать машинку. А людям-то нужно здесь и сейчас, ждать они не привыкли. Тем более есть альтернатива.

Наш герой признается, он не осуждает тех, кто работает в группах. Люди зарабатывают, как умеют. И это их право, их хлеб. Сегодня каждый как может, так и крутиться. Здесь дело в другом. В безопасности пассажира, его правах, страховке.

«Перед выездом на линию мы проходим медика, нам выдают путевой лист. Если вдруг не окажется этого документа, на компанию и на водителя будет наложен штраф.  И немаленький. На водителя – 5 тысяч рублей, на владельца – 30 тысяч. Поэтому мы обязаны соблюдать все условия. Ещё один немаловажный фактор – если вдруг случилось ДТП, в результате которого пострадал пассажир, он может обратиться в компанию и получить компенсацию. А что в группах? По большому счету кроме удобств и комфорта – ничего. Вы никогда не докажете, что ехали с таксистом, и по его вине случилось происшествие. Где шашка, где его документы, от какой компании он работает?! Водители- частники тоже стоят на распутье. Ежедневно они «гробят» на дорогах свои личные автомобили. Их обслуживание ложится на плечи владельцев. У нас же машины ремонтируются за счет компаний. Поэтому, уходя в группы, надо взвесить все «за» и «против».

На вопрос – перетянули ли ватсаповские группы клиентов – наш герой отвечает:

 «Отчасти. Я больше 10 лет за рулем. Понятно, что у меня много своих клиентов, которые позвонят только мне и попросят увезти. Так и у моих коллег. Поэтому сказать, что клиентов стало меньше, мы не можем. Но процент оттока все-таки есть. Если ещё несколько лет назад в диспетчерскую поступало около 800 заявок в день, то сейчас их гораздо меньше. Тяжело, в первую очередь, новичкам. Они ещё не наработали свою клиентскую базу».

Читая эту информацию, вряд ли те, кто вызывают такси через группы, четко скажут себе: буду пользоваться только услугами официальных контор. У них сложилось уже свое личное отношение к происходящему, они нашли для себя массу преимуществ. И за это их, по мнению нашего героя, осуждать нельзя.

 Пассажиры бывают разными

Большую часть нашей беседы мы, конечно же, посвятили клиентам такси. Это тема, на которую наш герой может говорить бесконечно. В его арсенале столько историй, смешных, грустных, неоднозначных… Вот одна из них.

Выехать в Новосибирск, в аэропорт, откуда должна была улететь клиентка в Екатеринбург, запланировали на 3 утра. Накануне созвонились, наш герой предложил выехать на час позже, так как время позволяло. Клиентка с неохотой согласилась. Тогда ещё никто не знал, что дорога займет гораздо больше времени из-за ремонтных работ. Приехали в аэропорт, оставшегося времени должно было хватить на регистрацию. Но и ее назначили раньше. Женщина опоздала. Ей предложили купить билет на другое время, но другой авиакомпании. Цена в два раза выше. Истерика, слезы, крики, обвинения  посыпались и в адрес таксиста. Если бы они выехали, как и планировали, ничего подобного не случилось. Таксист, как настоящий мужчина, сам купил женщине новый билет. После она перевела ему половину суммы, но это не спасло ситуацию. От такой поездки он ушел в большой минус.

Или ещё одна. На улице дождь, слякоть, грязь. Таксиста вызывают к подъезду. У женщины две сумки, обе стоят на грязном и мокром асфальте. Пока водитель открывал багажник, пассажирка уже поставила сумки в салон. А между прочим, чехлы были бежевого цвета. Промолчать в такой ситуации таксист не смог. Он попросил женщину выйти из машины и отказался от вызова. Потом были разбирательства, женщина обращалась к руководству компании, требовала наказать таксиста… Но наш герой признается, он настаивал на своей правоте. Такое неуважение для него неприемлемо.

Подобные истории случаются не каждый день. Работа в такси – тоже рутина. Обслужил вызов, ждешь другой. Принял следующую заявку и вновь поехал… В общем, так и проходит каждая смена. Они привыкли к тому, что одни клиенты – любят поговорить, пока едут, обсудят всех и вся. Наш герой признается: «Мне иногда кажется: я знаю все, что происходит в каждом уголке Заринска».  Но у таксистов на этот счет есть негласное правило: все, что рассказывается в салоне машины, остается только здесь. Есть и те, кто не любит болтать. Сидят молча на заднем сидении. Видимо, на то есть свои причины.

Проблемы нужно решать сообща

Проблем в сфере перевозок тоже хватает. Все о них знают, все их обсуждают.

Первая – это, конечно, ценообразование. Если раньше компании назначали одну цену и работали на одинаковых условиях, то сегодня договориться в этом вопросе не получается. Те, кто назначают цену ниже, по логике вещей, перетягивают клиентов. Но, как правило, ненадолго. Заявок поступает много, время ожидания увеличивается. Не всех это устраивает.

Увеличить стоимость проезда в такси, по мнению таксиста, нужно. Цены на бензин растут, на запчасти тоже. Но компании боятся сделать этот шаг, ведь клиенты могут переметнуться. Тогда прибыль упадет. И на что содержать имеющиеся автомобили?! Вот и получается замкнутый круг.

Вторая проблема – изношенность автопарка.  Ремонт, техобслуживание – необходимые процедуры. Но если каждая машина проезжает в год по 120 тысяч км, как у нашего героя, то надо полагать, что это когда-нибудь даст о себе знать. И тогда машине потребуется серьезный, недешевый ремонт. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, руководители компаний привлекают частников на своих автомобилях. Но это лишь временный выход. Ни сегодня – завтра, владелец авто хлопнет дверью и уйдет вместе со своим автомобилем. А купить новые – недешевое удовольствие. То, что сегодня зарабатывают компании, хватает лишь на текущие нужды.

Завершает этот список постоянно ужесточение законодательной базы.

«К компаниям предъявляется масса требований. С каждым годом их становится все больше. При этом частники вольны делать то, что они хотят. И где справедливость? Если меня остановят сотрудники ДПС, и в машине не окажется бейджика с указанием моего имени, меня оштрафуют. И так на каждом шагу. Чтобы компании выживали, нужны послабления», — говорит мужчина.

Рассказывая о своей работе, наш герой не скрывает, быть таксистом – непросто. Это такая же тяжелая профессия, как и многие другие. И к ней нужно также относиться с пониманием и уважением. То, что таксопарки были, есть и будут – не стоит даже сомневаться. Но какими они станут, сколько людей останется работать, зависит от многих факторов.

Евгения Моргунова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here