Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

0
205

Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

Часть 1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе(1), накоплении(2), транспортировании(3), обработке(4), утилизации(5) или обезвреживании(6) отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ.

Данные требования и понятия закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Часть 4 ст. 24.7 данного ФЗ

1 — сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение

2 — накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения

3 — транспортирование отходов — перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах

4 — обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку

5 — утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация)

6 — обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Остановимся на отличиях от 4 части ст. 8.2 КоАП РФ

Частью 4 ст. 8.2 предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении(7) отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ

При этом по части 4 сотрудники ОВД(полиция) не имеют права производства по делу об административном правонарушении и необходимо разграничить положения части 1 и части 4, а именно разницу между сбором, накоплением и размещением отходов.

7 — размещение отходовхранение(а) и захоронение(б) отходов;

а — хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

б — захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду

Если кратко, то разница между 1 и 4 частью заключается в том, что в 1 части хранение отходов ДО 11 месяцев или использование отходов повторно, извлечение из них пользы или уничтожение(сжигание и тд), а в 4 части хранение отходов СВЫШЕ 11 месяцев или невозможность повторного использования отходов, изоляция их в специальных хранилищах.

Теперь, когда 4 часть отсекли, остановимся на наиболее распространенном нарушении среди ИП и юридических лиц по ч. 1 ст. 8.2, а именно на нарушении требований ч. 4 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой Собственники твердых коммунальных отходов(1) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления

1 — твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом, согласно ч. 6 ст. 24.7 данного ФЗ, юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов(1), расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

1 — Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Заринской зоне в настоящий момент является ООО «ЭКО-ГАРАНТ». С данной организацией и должен быть заключен договор.

Рассматривают ч. 1 ст. 8.2 Органы, осуществляющие гос. экологический надзор, в Алтайском крае это Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, Росприроднадзор, куда необходимо направлять дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.2.

Сотрудники ОВД(полиция) осуществляют производство по данной статье только в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций. При получении информации иным способом(например, из СМИ) сотрудники полиции не осуществляют производство по данной статье.

В нашем же случае по данной статье могут работать, по большей части, участковые, в связи с их близостью к населению. Обращение гражданина, а также и свидетельские показания можно получить при общении, например, со старшими по дому. Наверняка, если с ними пообщаться, то они сообщат, что организации, находящиеся на 1х этажах жилого дома или в непосредственной близости от дома, отходы сбрасывают в общедомовые контейнеры, не заключив ни с кем договоров. И наверняка старшие по дому будут этим возмущены, в связи с чем также предоставят свидетелей из числа жильцов дома.

После принятия заявления (либо рапорт о том, что в ходе общения с таким то таким то выявлен факт) и получения объяснений, необходимо посетить организацию, провести осмотр, принять объяснения от сотрудников организации, руководителя, обязательно уточнить, куда они выбрасывают отходы, заключен или нет договор с региональным оператором, истребовать учредительные документы, выписку с ЕГРЮЛ, договор аренды(так как ответственность несет собственник помещения, если иное не предусмотрено договором аренды), направить запрос региональному оператору с вопросом о факте заключения договора по обращению с ТКО с ИП или юр. лицом, в отношении которого возбуждено дело об АП. После получения всех документов, составляем протокол и направляем для рассмотрения.

Ответственность за не заключение договора с региональным оператором несет собственник помещения, если иное не предусмотрено договором аренды (п. «в» ч. 8(1) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»).

По информации МО МВД России «Заринский».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here