«Те, кто говорят, что понимают шахматы, ничего не понимают», говорил известный немецкий гроссмейстер Роберт Хюбнер. И ведь действительно простым обывателям этот вид спорта может показаться скучным, но с ними точно не согласятся те, кто однажды попробовали свои силы в этой игре. Шахматы — интересная, увлекательная и полезная игра, которая развивает логическое и аналитическое, творческое и абстрактное мышление.

Больше, чем игра

Чем же так интересна и полезна игра в шахматы? Что она дает, чему учит?

Шахматы – это игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру. Одним из главных достоинств шахмат является развитие интеллектуальных способностей. Процесс игры заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично и слаженно.

Ученые всего мира доказали, что ребенок, играющий в шахматы, легко осваивает точные науки. При этом данный спорт доступен для каждого малыша, в независимости от физических данных и особенностей здоровья. Он универсален и подходит для девочек, и для мальчиков.

Дети, играющие в шахматы, становится более самостоятельными, учатся думать о последствиях своих решений. Улучшается их память, развивается воображение, логика, терпение, усидчивость, целеустремленность, внимательность, стратегическое и системное мышление.

Наблюдения показали: у детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость по всем предметам, а ещё появляются новые друзья и знакомые. Так сказать, по интересам. Так, что если у вас возник вопрос —  стоит ли записать ребенка в шахматную секцию? Не сомневайтесь в этом. За этой тихой на первый взгляд игрой стоят большие дела.

Проект «Шахматы в школу»

В 2016 году Федерация Шахмат Алтайского края выиграла грант Российской Шахматной Федерации и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко на реализацию в Алтайском крае проекта «Шахматы в школах». В рамках этого гранта с 2017 г. общеобразовательные школы нашего региона, подавшие заявки на участие в проекте, получают учебно-методические комплекты, шахматы, шахматные доски, шахматные часы и демонстрационные доски для того, чтобы начать в своих школах преподавать урок шахмат в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

В настоящее время преподавание шахмат ведется в 206 школах 51 муниципального образования региона. В 2022 году на реализацию проекта «Шахматы в школе» за счет средств краевого бюджета для 19 муниципальных образовательных организаций края закуплено 1615 единиц учебного и методического пособия, 817 шахматных досок, 380 шахматных часов.

В Заринске проект успешно реализуется сразу в нескольких школах. Не так давно наш город посетил с рабочим визитом президент Федерации шахмат Алтайского края Артем Поломошнов. Он посетил лицей «Бригантина», здесь в одной из рекреация школы расположена зона шахмат. Гость был приятно удивлен тому, какое внимание уделяется этой игре и убежден, данное направление нужно развивать.

Программу «Шахматы в школе» в лицее изучают в качестве внеурочной деятельности, делая акцент на интеллектуальном и творческом развитии детей. Для этого имеется необходимое оборудование – комплекты шахмат в достаточном количестве. Занятия проводятся для 120 обучающихся. Многие из них интересуются данным видом спорта как любители, а некоторые имеют неплохие результаты в турнирах. С ребятами работают два специалиста. Один – учитель истории Константин Анатольевич Нормайкин, прошел курсы обучения для преподавания этого предмета, второй – Иван Дмитриевич Горелов, приглашен из Центра детского творчества. Дети с удовольствием посещают их уроки.

В проекте «Шахматы в школу» принимают участие в другие школы. Так, в школе № 15 в рамках центра «Точки роста» организован шахматный класс. Павел Надбережный, педагог дополнительного образования центра «Точки роста», рассказал:

— С прошлого года в школе № 15 проводим занятия по шахматам с начальными классами. Создана специальная программа, есть необходимые учебники, материалы. В 1 классе знакомимся с фигурами, ходами, к концу года дети уже начинают играть. Начиняя со 2 класса, уделяем внимание игре, ходам, комбинациям. Внутри школы постоянно проводим турниры. У нас много ребят, которые разбираются в шахматах, и это не только начальное звено, это средние и старшие классы.

В Центре детского творчества третий год существует детское объединение «Шахматы». Иван Дмитриевич Горелов, преподаватель дополнительного образования, руководитель военно-патриотического клуба «Пограничник», набрал группу и стал обучать ребят.  Первое, на что он сделал упор — знакомство с шахматами, с процессом игры, изучение фигур.

В ЦДТ отмечают, дети с удовольствием посещают эти занятия и хотят идти дальше, чтобы участвовать на турнирах и побеждать. Иван Дмитриевич уже давно думает о том, чтобы вывозить своих ребят в другие города. Сегодня он активно занимается поиском шахматных клубов и надеется, что в ближайшее время его спортсменам удастся где-нибудь себя показать.

Как видите проект «Шахматы в школу» уже принес свои плоды. Дети интересуются шахматами, играют в них и хотят добиваться успехов. Цель, которую преследовали авторы проекта, себя оправдала. Главное, интерес у ребенка к шахматам появился. А станет ли он великим гроссмейстером, не так уж важно.

Проект «Шахматы в школу» ещё не завершен. В 2023 года работа в данном направлении будет продолжена. Кроме того, планируется реализация пилотного проекта «Шахматы в детских садах», для чего дошкольные учреждения также получат учебно-методические пособия и шахматный инвентарь.

Борьба на черно-белых полях

Шахматистам, как и другим спортсменам, нужны турниры, чтобы и себя показать, и на других посмотреть. В рамках Спартакиады школьников на протяжении нескольких лет проходят турниры по шахматам. Школьные команды выставляют своих игроков и выясняют, какая школа в этом виде сильнее.  

19 января в школе № 15 прошло Первенство города по шахматам в зачет Спартакиады школьников. К сожалению, только четыре школы представили свои команды. Но те, кто побывал на турнире, не пожалели, что приняли в нем участие. Турнир прошел в трех возрастных категориях: 3-4, 5-6, 7-8 классы. В младшей возрастной категории ребятам необходимо было сыграть две партии, у ребят постарше было сыграно по три-четыре партии.

По сигналу судьи начались соревновательные баталии. Воцарилась напряженная тишина. Иногда она нарушалась негромким стуком переставляемых фигур, тихими репликами болельщиков. Подсказки с их стороны были запрещены, за этим внимательно следили судьи. Первая партия закончилась спустя 10 минут. Спортсмены пожали друг другу руки и уступили место другим игрокам.

За каждым шахматным столом чувствовалось напряжение и волнение. Хотя многие участники не подавали вида, сидели со спокойным выражением лица, но их эмоции выдавали постукиванием пальцев по столу или перемещением шахматных фигур на столе.

Борьба на черно-белых полях шла напряженная, каждый участник хотел принести очки как в командную, так и в свою личную копилку. Как только были сыграны последние партии, судьи подвели итоги и объявили их игрокам. В общекомандном зачете места распределились следующим образом. Среди 3-4 классов лучшими стала школа № 15,  на втором и третьем месте  школа2 и № 7 соответственно. В баттле между 5 и 6 классами первое место заняли учащиеся 15 школы, им немного уступила школа № 2. На третьем месте оказались представители седьмой школа.

В старшем звене (7-8 классы) фаворитами оказались совсем другие команды. Первое место у школы № 7, второе —  у шахматистов из школы № 4, третье — у хозяев турнира (школа № 15).

Тем, как прошел турнир, ребята остались довольны. Они увидели, как играют другие ребята, взяли на заметку для себя новые комбинации и убедились, популярность шахмат растет.  

Вот, что они рассказали после турнира.

Максим Меркушев, ученик 11 класса школы № 4, играет в шахматы давно. Научился в начальной школе. Вспоминает, когда только начинал посещать кружок, тренер за каждую победу давал конфеты. Для Максима — это было хорошим стимулом. Так быстро и научился играть. В 2020 году занял первое место в городском турнире среди школьников. Убежден, чтобы одержать победу — нужно думать и не суетиться. Сейчас юноша занимается футболом, но и в шахматы продолжает играть.

Евгений Черемисин, 8 класс школа № 4:

— Шахматы — это мое хобби. Не первый раз участвую в турнирах, есть призовые места.  Считаю, что шахматная игра — хорошая разминка для мозга.

Таня Мыздрикова, 4 класс школа № 2, рассказала, что играть в шахматы ее научил дедушка. В этом году она впервые принимает участие в соревнованиях. Волновалась, что сделает что-то не так. Одну партию школьница выиграла, а вторую проиграла. Но она не расстроилась. В следующий раз возьмет реванш.

Иван и Андрей Егоровы — с шахматами знакомы давно. И этот турнир для них не первый. Чтобы побеждать, считают братья, нужно уметь концентрироваться и пытаться предугадать будущие шаги соперника. Сыгранные ими партии были непростыми. Иван отмечает, конкуренция постоянно растет, что его радует. Есть, к чему стремиться.

…. Развивать шахматный вид спорта планируют не только на уровне школ. Сегодня ведутся серьезные разговоры о том, чтобы выводить его на профессиональный уровень. В нашем городе достаточно людей, которые в этом заинтересованы и готовы помогать.  Конечно, это не решается быстро, но продвижения уже есть.

Кроме того, для всех горожан готовится сюрприз. В парке «Прометей», который появится на выезде из города в ближайшие годы, будет организован шахматный павильон, который станет хорошим местом для времяпровождения и площадкой для проведения турниров.

Евгения Шишкина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here