Уильям Шекспир говорил, что труд, который нравится, перестает быть трудом. История супружеской четы Шаминых — Сергея и Татьяны, —  пожалуй, наиболее красноречиво подтверждает эту мысль. Сегодня со страниц «НВ» мы вновь расскажем о тех горожанах, для которых труд превратился в образ жизни, а собственное дело красной нитью отпечаталось на судьбе.

Трудно представить, что было бы, если 39 лет назад тверская девушка Татьяна и Сергей из кемеровского Таштагола не соединили свои судьбы. Да и представлять теперь это вряд ли надо: однозначно понятно, что звезды сошлись абсолютно правильно. А чем еще объяснить то, что познакомились они в Новокузнецке, в разные годы прошли обучение в одном техникуме, получив сходные профессии, а после смогли на много лет сохранить супружеский союз, да еще стать друг для друга надежным плечом в собственном деле?  Это точно предопределенность свыше. Судите сами.

«ИГРА» В МАШИНКИ

ИП Шамин – один из немногих предпринимателей в сфере пассажирских перевозок в Заринске, кто пришел в этот бизнес в конце 90-х и до сих пор продолжает свою деятельность, несмотря на многочисленные кризисы и преграды. О трудностях и успехах мы еще успеем поговорить, а сейчас хотелось бы о том зачине, который дал старт собственному делу.

«Моделист-конструктор» — популярный в 70-80-х годах журнал среди советской молодежи. Купить его было невозможно: или подпишись, или иди в библиотеку. Но это стоило того, чтобы узнать, как своими руками собрать модель самолета, катера или машины. Будучи техником по мышлению, Сергей Шамин внимательно следил за каждым номером издания. Читал, смотрел и выискивал для себя особенно интересные материалы и чертежи. Но «Моделист-конструктор» и простой теоретик – вещи несовместимые! Попробовать сделать какую-либо модель своими руками  — вот конечная цель! И Сергей ее достиг: учась на опыте увлеченных авторов статей, претворяя в жизнь собственные идеи, он сконструировал машину! Это был не ГАЗ и даже не ЗАЗ, но машина с колесами, педалями и рулем, то есть способная вполне справляться со своим прямым назначением! Поставить ее на учет в ГАИ, конечно, не удалось, и чтобы уже по-взрослому попробовать себя в деле, он после школы поступил в новокузнецкий техникум осваивать профессию техника-механика.

СВОЕ ДЕЛО

После техникума жизнь текла в своем русле: работа, встреча с Татьяной. В 1982 году молодой паре поступает предложение из Заринска: «Алтай-Кокс» ищет сотрудников. Взвесив все, Шамины переезжают в Заринск.

Вполне стабильная работа и явные перспективы  устраивали Сергея не более десяти лет. Где-то в глубине души была червоточинка, которая заставляла искать себя вне стен завода. И в 1996 году он решился: уволился с завода, собрал все сбережения и купил свой первый автобус, на котором стал работать водителем, осуществляя пассажирские  перевозки по маршруту «Заринск-Барнаул».

После года напряженной работы и со здоровым желанием развиваться, наращивая обороты, в рассрочку Шамины приобретают пассажирскую ГАЗель. К тому времени заринское АТП уже в полном упадке. Автобусы на городских улицах – не более чем мираж. По центральным дорогам ходят лишь одни  ГАЗели ИП Фрей. С Балиндера люди и вовсе ходят пешком. Закрывая этот проблемный участок, администрация дает разрешение предпринимателю Шамину на маршрут №4 «Вокзал-Лесокомбинат».

Вспоминая первый год работы на этом участке, Татьяна Шамина, которая почти с самого начала взяла на себя роль диспетчера и бухгалтера, говорит, что люди, живущие на Балиндере, почти не верили своему счастью. Уехать стало возможно, но одна ГАЗель на маршруте вместить всех желающих не могла. Зная четкое расписание, люди буквально занимали очередь на остановках. Спустя три года ИП Шамин выпускает на линию уже более вместительный автобус ЗИЛ-5301«бычок».

— Помню, после первого дня на маршруте Сергей, который сам работал за рулем, рассказывал мне: «Еду по Балиндеру на «бычке», люди смотрят недоверчиво, гадая, что за автобус тут катается!». В первый день пассажиров почти не было. Зато на второй … — смеется, вспоминая начало работы, Татьяна Шамина.

Через некоторое время и трудоголик-«бычок» стал тесноват для бизнеса. В автопарке предпринимателя появился автобус «Аsia»-комби и еще одна ГАЗель. Но плох тот бизнесмен, который останавливается на достигнутом! К тому же техника, как известно, имеет свой ресурс.

В 2007 году Сергей приобретает в кредит автобус ПАЗ большой вместимости. Продав изъезженного «бычка», ГАЗель, «Аsia» и даже гараж, кредит погасил. А в 2008 году появился еще один большой автобус. Отвечая на спрос рынка, в 2010 году парк снова пополняется двумя автобусами. И тут зоной его ответственности становится не только маршрут №4, но и №3 и 6: «Вокзал-Миронская» и «Вокзал-Рассвет». Если на последние маршруты выходили по одному автобусу, то Лесокомбинат обслуживали три.

Интересная деталь: с открытия всех трех маршрутов расписание, по которым ежедневно ходят автобусы, не менялось ни разу! Наверное, именно такая стабильность вкупе с динамикой в развитии бизнеса приносит ощутимый успех предприятию!

В 2016 году на Миронскую запущен еще один автобус. В 2017-м – плюс один автобус. В 2018 году – снова обновление автопарка: появился еще один ПАЗ на смену проданной ГАЗели, а также большой красавец «KIA», который приобретен для работы на заказных маршрутах. Старенький ПАЗ куплен у ИП Афанасьева, который тоже осуществлял пассажирские перевозки в городе.

Рассказывая о технике, нельзя не сказать и о человеческом ресурсе. А этот вопрос, как оказалось, не менее актуален в транспортном бизнесе.

Сейчас в парке 10 автобусов, но водителей не хватает: еще есть на эту должность  вакантные места.

— Наши водители, в основном, это те, кто раньше работал в АТП. Люди, имеющие стаж и желание работать. Хочется отметить Сергея Черепанова, Виктора Бондаренко, Анатолия Тропина, которые уже много лет трудятся с нами. Это добросовестные и ответственные водители, — продолжает разговор Татьяна Шамина. – Требуются еще водители, но с этим проблема: категория «D» есть не у всех желающих. Да и без опыта мы водителей не принимаем.

Также последние несколько лет на маршрутах работают и кондукторы. Без них, обилечивая самостоятельно, водитель теряет не только время, но и внимание. А дорога не любит подобных шуток! Пользуясь случаем, благодарю за добросовестный труд Людмилу Молодцову, Евдокию Квакину, Оксану Андрееву, Нину Федотову, Веру Сергееву, Елену Бурлакину и Галину Горянину! Отзывчивые, добросердечные и трудолюбивые кондукторы – наша находка!

Рассказывая о других, Татьяна Александровна скромно умалчивает о себе. А она, как и все водители и кондукторы, встает еще затемно. Надо и график согласовать, и на подмену человека выставить, если требуется, и бесконечные отчеты в различные органы и ведомства ждут ответов. При этом, если у водителей и кондукторов есть законные выходные, то у Шаминой их нет. Она и представить не может, что ее мысли будут течь в другом направлении, и работу, в которую она с мужем вложила всю душу, начнет выполнять кто-то другой. Кстати, отсутствие выходных привычно и Сергею Алексеевичу. Он и механик, и водитель, если потребуется. И также, как и супруга Татьяна, другой стези для себя уже не видит.

ТРУД В УДОВОЛЬСТВИЕ

Проблем в транспортном деле много. Говорить о них, думать о путях их решения приходится ежедневно. Самыми острыми для героев этой публикации являются неукомплектованность штата водителей, большие затраты на ГСМ и запчасти, бесконечные штрафы и предписания из разных инстанций. К примеру, за предыдущий год по последнему пункту было уплачено 130 тысяч рублей. Вот и сейчас во время беседы на столе перед Татьяной Александровной лежит предписание на выполнение оценки уязвимости каждого транспортного средства в их парке. Арифметика проста: десять автобусов, оценка каждого стоит 50 тысяч, считайте сами! А доходы?

Доходы от пассажирских перевозок – некая плавающая сумма. Приведу, к примеру, лишь пару отчетов за 5 декабря. На маршруте №3 один автобус выручил денег от продажи билетов 1150 рублей, а заправился он в этот день на 3860. Плюс зарплата водителю и кондуктору. На маршруте №4  один автобус принес в кассу 2700 рублей, а заправился на 3000 тысячи, и снова плюсом зарплата водителю и кондуктору.

Исходя из такой бухгалтерии, планировать распределение доходов сложно. Но все же Шамины справляются и с этим.

Запчасти на автобусы – отдельная тема. Купить многие можно только в Барнауле. И надо еще не ошибиться в качестве, а случаи, когда новая деталь выходит из строя в течение короткого времени, не редки.

Зимой проблемой является и качество ГСМ. И газ, и бензин порой перехватывает от суровых сибирских морозов, а отогревать двигатель проблематично. И ладно еще тот, который на бензине, а газ паяльной лампой – смертоубийство. И хорошо, что есть резервный автобус, но и это иногда ситуацию не спасает.

Вообще, весь этот бизнес мог бы, наверное, не состояться в полной мере, если бы государство не оказывало финансовую поддержку. Уже два раза Шамины обращались в Алтайский фонд микрозаймов, где под низкую процентную ставку получали средства, на которые покупались автобусы и гаражи. Но, как и любой другой заем, их тоже приходится возвращать.

— На последний заем в Алтайском фонде мы приобрели гараж в АТП на 1000 квадратных метров. Там и тепло, и есть горячая вода. А это очень важно, ведь автобусы моются регулярно, — продолжает диалог Татьяна Александровна. – Зимой, правда, реже, а летом влажная уборка – после каждого рейса. Мы стараемся, чтобы нашим пассажирам было комфортно, но и это стоит немалых денег. Например, пошив штор на автобус обходится в 3000 рублей, а недавняя замена чехлов на сидения в трех автобусах обошлась в 100 тысяч рублей. Но без этого, считаем, не обойтись.

Вот вы говорите о работе и отдыхе, а для нас это – есть и то, и другое, — переключается с темы моя собеседница. — Времени на гостей, театры и хобби не остается. Но это не доставляет неудобств. Привыкли, наверное. Да и работаем в удовольствие. Наша дочка как-то выразилась: «У вас бизнес вместо спортзала!». И ведь права она! Это и спортзал, и интеллектуальная игра, и отдохновение!

О планах и желаниях сегодня говорить не будем, но они есть! Будет время – реализуются!

На этой ноте мы завершили нашу встречу. И вполне логично, что точка в этой истории не поставлена: значит, у нас будет еще возможность посмотреть на дело Шаминых с другого ракурса.

Ксения Литвинова

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here