Поводом к сегодняшнему материалу послужил рассказ случайной знакомой. Женщина рассказывала о том, как отметили десятилетие ребенка в одном из развлекательно-игровых центров города. Тема заинтересовала хотя бы уже тем, что слишком уж не похожи сегодняшние детские праздники на те, к которым привыкла я сама…

Дорогое и теплое наше детство…

В памяти сохранились дни рождения, которые в детстве отмечались у бабушки в ее доме на берегу реки. Летом к Елене Павловне отовсюду стекалась наша обширная в то время родня: из Ачинска, Красноярска, Казахстана, Братска, Сыктывкара, Кемерова… Ребятишек было всегда много, у бабушки постоянно толклись и мы, ее внуки, и наши друзья, и друзья друзей. Тесто на блины бабуля заводила не в кастрюльке или миске, а в большом эмалированном ведре, пекла блины на печке в огороде, позднее появился газ.

В семье была заведена традиция: отмечать день рождения именно в день рождения, невзирая на рабочий график. Мне в этом смысле повезло – в августе продолжаются летние каникулы. Но поскольку и это тоже было традицией, детские праздники не отделялись от взрослых, приходилось ждать вечера, когда все вернутся с работы. Это было радостное ожидание и суматошное. Накануне Елена Павловна заводила тесто на свои фирменные тортики – манник и маковый торт. Мы пробовали его «на соль и сахар» перед добавлением муки, макая палец в полужидкую субстанцию и получая от бабушки за это по шее, зато нам доверялось взбивать крем – сметану с сахаром и ванилином. Ванилин был редкостной приправой, его не покупали обычным способом, а «доставали». А еще жарили хворост, нарезая на тонкие полоски выкатанное тесто. Посыпали готовый хворост «сахарной пудрой» собственного изготовления – раскатанным через бумагу скалкой сахаром.

Никогда нельзя было предугадать, сколько народу будет на празднике. Родня и друзья дома (как взрослые, так и дети) любили «нагрянуть» внезапно, случалось, что прямо к столу, а любой день рождения был весомым поводом для визита, поэтому ждали «всех», готовили очень много, но еду простую, незатейливую. До сих пор запах укропа и свежего зеленого лука в салате из помидоров  и огурцов вызывает у меня счастливые воспоминания о тех праздниках.

Про аниматоров в то время никто и не слыхивал, мы сами себе были аниматоры. Тетка моя, Нина Степановна, большая затейница, придумывала игры, конкурсы, шуточные поздравления. В развлечениях принимали активное участие и дети, и взрослые. Однажды мне в одном из конкурсов довелось срезать с закрытыми глазами с волшебной нити с заманчивыми подарками блистер с активированным углем, хотя целилась в маникюрные ножницы. От разочарования я горько плакала и страшно обижалась на всех. Но детские обиды недолги. Плохое настроение тут же развеял непременный «концерт по заявкам» в исполнении нас, ребятишек. Выступать мы очень любили, тем более что благодарной публики в таких случаях было предостаточно. Сценки, танцы, песни, стихи… Гвоздь программы – «Бородино» в исполнении брата Сережки. Он дебютировал с ним в совсем мелком возрасте, став постоянной и признанной в родственных кругах звездой и даже годы спустя, в день своего 25-летия, залез на табуретку и громким басом, грассируя, как в детстве, продекламировал «Скажи-ка дядя, ведь недарром…», от начала и до конца.

Наевшись и навыступавшись, мы выходили во двор и, пользуясь тем, что расслабленные взрослые теряли бдительность, осваивали труднодоступные и запрещенные для посещения в обычные дни места, например, чердак. Во дворе строили шалаш, играли в «штандер», казаки-разбойники, прятки, жгли костер на берегу реки сразу за огородом… Иногда к нам присоединялись взрослые.

Песни всегда были неотделимой частью праздника. Пела моя родня очень хорошо, слажено, на разные голоса, хотя профессионалов по части вокала в семье не было отродясь. Но как же мощно, как грозно звучало «Ревела буря гром греме-е-л! Во мраке молнии блистали!», как гордо — «Славное море, священный Байкал», жалостливо — песни про ямщика, или тонкую рябину, удалецки — «Распрягайте, хлопцы, конев». На песни отзывались визитом соседи: «Елена Пална, что празднуете?». «День рождения внучки». И меня вновь поздравляли, дарили нехитрые подарки (кстати, вопрос об их цене никогда не стоял). Заглянуть на огонек и остаться за столом было в порядке вещей. Коронным номером бабы Лены была песня «Накинув плащ», которую она исполняла под гитару. Играть сроду не умела, но зато так убедительно водила рукой по струнам, так артистично входила в образ, что ее умоляли спеть на бис. От бабушки гитара переходила к тому же Сережке, его фишкой были куплеты «летели две птички». Пел он без слуха и упрека, по струнам бренчал громко, зато в припеве ему подпевало все сообщество «Шуба равна без кармана, без подметок сапоги…Соловей, соловей пташечка, э – з- х! Канареечка жалобно поет!» А мы с сестрой Ленкой обожали наряжать подвыпивших родственников мужского пола в разнообразные женские наряды. Углем рисовали брови, помадой малевали губы и румянец на щеках («Бесстыдницы, всю помаду у меня извели» – ругалась бабуля), доставали из бабушкиного старинного сундука все, что могло пригодиться: душегрейки, платки, шали, платья, перчатки… За разграбленный сундук, как и за позаимствованный у мамы на время парик, нам после тоже «прилетало», но зато как весело было на празднике.

«Фотосессия» на крылечке – обязательный момент: долго рассаживаемся, ждем задержавшихся, в последний момент Елена Пална вспоминает, что ей надо накрасить губы и переобуть обувь (мама: «Зачем обувь-то, ног видно не будет!», — не важно!), «Светка, дай-ка я тебя обниму», — позируя, говорит дядя Боря моей маме, в общем, веселая суета с оттенком грусти, ведь праздник подходит к концу… На том же крылечке потом долго сидели гости из категории «ночевщиков», уже когда большая часть участников мероприятия расходилась. Взрослые разговаривали, а мы вертелись поблизости, и никто нас не прогонял, ссылаясь на важные темы. Было здорово сидеть ночью на крыльце, прижимаясь к теплому боку мамы или бабушки и, слушая разговоры, смотреть на августовские звезды и мечтать о чем-то о своем…

О, времена, о, нравы….

Теперь пришли другие времена и с ними новые традиции. Заявиться без приглашения в гости к друзьям или даже родным стало неприлично, да и вообще, зачем ходить в гости, если есть безлимитная телефонная связь или интернет? А праздники предпочитают отмечать в «цивилизованном месте», то есть вне пределов дома. Несколько лет назад возникла мода проводить детские мероприятия в развлекательно-игровых центрах, которых в нашем городе достаточно и отзывы о них неплохие. Наиболее известные – «Хали-Гали», «Радуга Дэш», «Затея», «Жирафус».

В этом году дочери моей исполняется 10 лет и я, грешным делом, подумываю, не примкнуть ли к новым традициям и не отметить этот юбилей в одном из них, учитывая то, что день знаменательной даты выпадает на рабочие будни, а живем мы удаленно от жилмассива.

Поинтересовалась о предоставляемых услугах, меню и прейскуранте. Выяснилось, что стартовая стоимость праздника, рассчитанного на два часа (сюда входит игровая программа, которую проводят аниматоры, тема предлагается в соответствии с возрастом и полом ребенка, время для фотосессии и «разграбления» праздничного стола) с учетом аренды помещения (игровая комната, зал для чаепития и т. д), от 3,5 тыс. и выше. Каждая развлекательная точка предлагает свою фишку: шоу мыльных пузырей, серебряное шоу, шоу «человек в пузыре» или шоу конфетти-бум, аквагрим и так далее – все эти развлечения идут уже за отдельную плату. Где-то учитывается количество детей, где-то имеет место лишь максимальное ограничение их количества. (В силу того, что данная статья не носит рекламного характера, я не могу полностью расписывать перечень предоставляемых услуг подробно и персонально).

Меню в общий прейскурант не входит. Еду родители могут принести с собой или заказать отдельно. В ходе разговора выяснилось, что, как правило, пицца, торт, бутерброды, картофель фри – самые популярные у детей блюда, но, как показывает практика, за отведенные два часа дети не успевают съедать весь ассортимент вышеназванного меню — об этом рассказали сами организаторы праздников. Можно спокойно ограничиться тортом и, скажем, пиццей с напитками. Но от людей мне приходилось слышать, что сейчас в моде шоколадные фонтаны и прочие гастрономические изыски. Красиво, как говорится, жить не запретишь, но лично мне не по карману бьющая по глазам и желудку роскошь. Да и потом, все никак не выходят из головы слова знакомой: «по негласной договоренности теперь все дарят в подарок деньги – 1000 рублей». Это, получается, чтобы бабки отбить, вложенные в кулинарные и прочие изыски, что ли? Дороговато такие гости обходятся, однако. А если вдруг, не дай бог, сразу два или три одноклассника в один месяц пригласят на день рождения? Хотя, наверное, приглашают на такие праздники подобные себе подобных. Нищете, голи перекатной среди «приличных людей в приличных заведениях» не место. А между тем, солнце светит для всех, и предлагаемые абсолютно всеми развлекательными центрами программы вполне осилит бюджетный кошелек, если только сами родители обожаемых детей не расширят спектр своих желаний (своих, а не ребенка!) и не раздуют прейскурант до астрономических размеров.

Предварительно я уже выбрала подходящий для нашего праздника вариант, но до октября время еще есть. Телефонный звонок и личная встреча – две большие разницы, лучше сходить и посмотреть все своими глазами. Кстати, заказывать зал лучше все-таки заблаговременно, хотя бы за месяц, ну а начинать деньги копить на праздник можно уже сейчас. Чтобы на все хватило, чтобы как говорится, идти в ногу со временем…

Вероника ЧЕБАТКОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here