Представьте себе документальный фильм про уголовников, про ломки наркоманов, неадекватных из-за алкоголя людей? Представили? Так вот это не где-то там, за экраном телевизора, это рядом с нами. Это наши дети! Иногда несовершеннолетние, а иногда уже выросшие и ставшие такими. Не конкретно Ивановы, Петровы, Сидоровы, а те же Федотовы, Степановы, Тимофеевы. Я кадры подобной киноленты живо представила, когда в последнюю среду февраля присутствовала на комиссии по делам несовершеннолетних в администрации города. Это страшно!..

Страшно от осознания того, что многие ребята, скорее всего, так и не выберутся из этой асоциальной пропасти: неоднократные вызовы на подобную комиссию это подтверждают. Девчонки и мальчишки состоят на учете в полиции и наркологии. У них разный возраст, разные «беды», но есть и общая черта: все они – жертвы своих родителей. Тех, которые их недолюбили, которые не стали их друзьями по жизни. Тех, кто в конечном итоге, кроме жизни ничего им не дали… Я имею в виду воспитание, которое, прежде всего, идет из семьи. Я расскажу вам эти истории. Все имена – вымышленные, не пытайтесь угадывать. Хотя некоторых «героев» вы, быть может, и узнаете.

САША

Невысокого роста 11-летний парнишка. Стоит рядом с отцом, по взгляду и пунцовым щекам видно, что боится: комиссия из 12 человек, некоторые из них – в погонах. Это его первый «залет». Причина – токсикомания. Дышал парами бензина из пакета. Пятиклассник дышал бензином! Отец волнуется. Пытается отвечать на вопросы  членов комиссии, но лично я не увидела у него тех эмоций, которые по логике должны быть у родителя при осознании того, что его ребенок встал на путь наркомании.

Саша говорит, что он делал это единожды. Просто решился попробовать то, что ему предложили друзья. Ради чего? Он не знает. Кайф, мультики, звездочки? Снова молчит. Не может выразить то, что он при этом испытал. И еще: «друзья предложили». Вдумайтесь! Конечно, Саше раз пять повторили о том, что это не друзья. Это, по сути, враги, раз предлагают такое. Но в этом возрасте, когда ребенок входит в фазу пубертата, убедить в этом непросто.

Папа мальчика теперь его встречает из школы, садит на автобус (Саша живет и учится в разный районах города). Папа посещает учебное заведение по первому требованию администрации. Папа провел воспитательную беседу. Папа понимает, что это плохо – дышать бензином. Но знает ли папа, что в один миг его ребенок может умереть? И не от изнуряющей болезни или в результате несчастного случая. А от того, что опосредованно он сам станет убийцей своего сына.

ВИТЯ

Этого мальчишку, тоже ученика четвертой школы, на учет поставили заочно: ни он, ни его родители на комиссию не явились. Классный руководитель Вити дал характеристику: к учебе нет мотивации, в общественной жизни школы и класса не участвует, характер вспыльчивый, неуравновешен. И да, Витя тоже дышит бензином. Его засекали в месте, которое сорокинские ребята называют «плиты». Это какое-то заброшенное строение в центре Северного микрорайона. Если там вследствии интоксикации наступит смерть, то искать будут долго… Друзья Витя и Саша об этом знают. И дышат именно там, потому что взрослым их просто так не найти.

ЛЕНА

Ей пятнадцать. Привлекательна, высока, с ладной женственной фигурой, на лице макияж. Ее история – целая песня!

Начнем с того, что на учете она не первый год. Привлекалась почти за все грехи, которые может собрать несовершеннолетний: кража аэрозоля для «подышать» из магазина, распитие спиртного, курение, антиобщественное поведение… Дважды была в краевом наркологическом диспансере «Хвойный» (туда с письменного согласия отправляют детей для прохождения лечения). Последний раз ее «полеты» разбирались на комиссии в конце января. И вот она снова здесь. В этот раз, побив все свои предыдущие «рекорды».

Учась в школе, на переменах она с подружками бегает курить к ближайшему дому. Встанут в кружок под окнами и дымят. А в квартире, под чьими окнами они это делают, как назло живет дедушка-астматик. И весь дым через форточку – в его жилье. Замечаний он им делал массу, мол, задыхаюсь я, девчули, но… И, потеряв терпение, он в феврале таки вышел на улицу, чтобы еще раз им сказать, что курить несовершеннолетним некрасиво и вредно, и делать это под его окнами точно не надо. Но после пары слов Лена дважды ударила его по лицу. Привет! А пусть не лезет! Ведь с ее слов она защищалась от этого 71-летнего дедушки! А в прошлом девушка ни один год занималась борьбой самбо. И успехи имела такие, что даже на соревнованиях краевого и всероссийского уровня участвовала. Да и комплекцией Лену природа не обидела. В общем, нечего тут права качать!

Мама. Мама воспитывает Лену одна. Много работает, чтобы у ее дочери было все. И еще не так давно она ей гордилась: умница и красавица. А потом, когда дочурка со спортом завязала, компания у нее стала явно не та… Со слов членов комиссии, сначала мама пыталась дочь реабилитировать, просила помощи, отправляла ее на лечение. А в этот раз, видимо, обессилев или озлобившись, заняла позицию Лены: да, дочь защищалась! Факт курения вообще ее не тронул.

Комиссию очень интересовало и то, что  юная девушка с разрешения мамы ездит в соседний район в гости к молодому человеку и остается там с ночевкой. «Она с его мамой в комнате спит, что здесь такого?» — восклицает наивная женщина. И тут даже нечего ответить! Конечно, пусть ездит. Пока ничего не наездила… Просто в будущем это может стать поводом для нового разбирательства на комиссии. Но, как говорится, это уже совсем другая история…

ЛИЗА

Скромная на вид, совсем еще школьница-школьница, но уже (можно предвосхитить историю Лены!) мама. Лиза — молодая мама. Правда, дитё сама не воспитывает, этим занимается мать отца ребенка (отец тоже несовершеннолетний пока). На комиссию ее вызвали, чтобы разобраться, где она живет и как учится. Дело в том, что юная мамочка прописана в Барнауле. Брат ее живет в Заринске. Ее мама непонятно где живет вообще. Теперь вся семья живет у этого сына в Заринске, на съемной квартире. Работы у мамы нет. Трудится лишь сын. Лиза в связи с ранним материнством училась в Барнауле в вечерней школе. Теперь она – заринской школы. Успеваемость низкая. Хотя в коллективе с начала февраля уже адаптировалась. На все вопросы комиссии Лизина мама отвечает с вызовом. Ни в чем своей вины не усматривает. Ей невдомек, что, не воспитывая дочь, она фактически лишила ее детства. Винит жизнь: работы нет, жилья нет, что вы с меня хотите? Вот и все. Очень удобно. И то, что внучка ее где-то там, за сотню километров, ее не волнует. А Лиза… Лиза с точностью копирует ее жизнь. Она тоже ни за что не в ответе. Несовершеннолетняя еще. Но уже успевшая пожить взрослой жизнью…

ВАНЯ

Типичный девятиклассник. Высокий, симпатичный парень, мечтающий о строительном техникуме. В школе, где он учится, его характеризуют положительно. Конечно, не без троек и прогулов, но… Только компанию Ваня выбрал себе неподходящую. Целыми днями он с товарищами, которые на учете комиссии состоят не первый год, слоняется по улицам. А на комиссию он пришел с отцом потому, что ради забавы с друзьями решил заночевать в магазине «Мария-Ра». Днем они спрятались в подсобке, а ночью, когда магазин был закрыт, решили погулять по нему, но сработала кнопка тревожной сигнализации – обнаружены, пойманы, доставлены. Администрация магазина не стала писать заявление в полицию: ничего не было похищено. И это большое везение: нет уголовной статьи. Паренек раскаивается, обещает исправиться.

Папа говорит, что повлиять на его поведение разговорами и уговорами он не может. А применить физическую силу не дает сын: говорит, что если отец его ударит, то он сразу пойдет в полицию писать на него заявление! Интереснейший поворот! Верна истина: пороть надо, пока поперек лавки умещается. А сейчас время упущено катастрофически!

… Это не все персонажи, которых в тот день разбирали на комиссии. Но, думается, достаточно, чтобы задуматься над своим поведением: не воспитывайте детей, воспитывайте себя, ведь ваши дети все равно будут похожи на вас.

Ксения Литвинова

 

Оксана Витальевна Кузнецова, начальник подразделения по делам несовершеннолетних МО МВД «Заринский», майор полиции:

— На сегодняшний день на учете в полиции состоят 105 несовершеннолетних. Статьи, по которым они привлечены, различны. Особое беспокойство вызывает всплеск токсикомании в среде подростков. Если еще в 2017 году с этой проблемой на учете не было детей, то сегодня их уже 12, и один летальный исход.

Проблемы с курением у небольшого числа детей. А вот алкогольный вопрос – актуален. К примеру, на последней дискотеке в ДК «Строитель» для школьников лично мною было изъято у детей около шести литров водки, примерно столько же литров водки, разбавленной томатным соком. После этого инцидента дискотек больше проводиться не будет.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here