Профессиональный   день культуры  отмечается ежегодно 25 марта начиная с 2007 года. Этот день объединил все ранее действующие праздники в области искусства и творчества в один профессиональный, придав ему государственный статус. В нашем городе в сфере культуры трудятся 164 специалиста. Несомненно, каждый из них – настоящий мастер своего дела и все они – люди, которые возделывают наши души. Людмила Мелещук, директор мемориала Славы – яркий представитель этой славной когорты. Накануне праздника мы немного поговорили с ней.

«Это было удивительное время»

Наша героиня родилась и выросла в маленьком алтайском селе, расположенном в Ключевском районе. С детства любила читать, особенно книги о войне, что, впрочем, не удивительно. «Война у нас в крови, в генной памяти, — признается представительница первых послевоенных детей, — наши родители – поколение безотцовщин, большинство наших бабушек — солдатские вдовы, а треугольники с фронта – реликвия каждой семьи, а не реквизит художественного фильма». Люда была завсегдатаем сельской библиотеки, в которую стремилась каждую свободную минуту. И Дом культуры, и библиотека были одним неразрывным целым, являлись очагом культурной жизни села, который притягивал к себе людей. «И в школьные, и   в студенческие годы мы бежали в Дом культуры, чтобы увидеться, пообщаться между собой. — вспоминает десятилетия спустя Людмила Александровна. — Работники культуры – клубный работник Валентина Блошкина, заведующая библиотекой Зоя Мазнова, как и учителя, были настоящей сельской элитой, представителями интеллигенции, людьми, на которых хотелось равняться.» Немудрено, что после школы девушка надумала поступать в Алтайское культпросветучилище. Выдержав конкурс,   стала студенткой и окунулась в жизнь большого города. События захлестнули, завертели, от потока информации кружилась голова. Обо всем с воодушевлением Люда рассказывала маме в письмах. «Это было удивительное время, — с грустью вспоминает собеседница, — тогда мы еще писали письма…Мамы уже нет, а переписку я храню до сих пор».

Это было действительно удивительное время…Студенческой «стипухи» в тридцать рублей хватало на жизнь, во-первых, в студенческих столовых можно было питаться за сущие копейки, да и мама помогала, во-вторых, у студентов тех лет не было особых запросов, мещанство и вещизм были не в почете, человек жил идеями, мечтами и целями. Педагоги – настоящие, цельные, творческие и глубоко порядочные люди, своим примером воспитывали в своих учениках, будущих работниках культуры, умению держать лицо в любой ситуации, сохранять внутреннюю интеллигентность, взращивать в себе некий духовный стержень.

«Это такой город!»

По окончании училища новоиспеченный молодой специалист, клубный работник, Людмила направилась в Табунский район. В те годы существовала практика: заведующие районных отделов культуры приезжали в училище и «сватали» выпускников работать у себя. Приобретение первого профессионального опыта стало неплохой школой жизни, но задержалась там девушка ненадолго, по зову мамы, которая к тому времени жила в Норильске, она отправилась покорять молодой северный город. Еще в барнаульском аэропорту незнакомый мужчина (как оказалось позднее, металлург из Норильска), узнав, куда едет девушка, зашелся в эпитетах : «Вы даже не представляете, в какой город едете! Там столько настоящих парней!».

Норильск ошеломил. Сам по себе полярный день, когда солнце стоит в зените круглосуточно, дарил ощущение бесконечности жизни, которое усиливало огромное количество молодежи, проживающей в городе. Бурный ритм Норильска захватил юную Людмилу, подхватил течением. Она устроилась работать на горно-металлургический комбинат, но не непосредственно на предприятие, а воспитателем общежития, то есть стала, не побоюсь этого слова, бойцом невидимого фронта. Иначе и не скажешь. Девятиэтажная «свечка», в которой проживало порядка тысячи мужчин, оказалась под управлением двадцатидвухлетней девчонки, жизни «не нюхавшей». Большинство из мужчин уже успели в жизни хватить лиха, 80 процентов разведенных, выплачивающих алименты. Кто-то ехал на Север за большой деньгой, кто-то убегал от себя, кто-то, наоборот, себя искал.  Каждую осень завозили новый контингент – демобилизованных из армии ребят. «В шапочках-ушанках на шнурках, под подбородком завязанных, в шинельках… Кто-то уезжал сразу, кто-то оставался…» — вспоминает бывший воспитатель.

Такие разные все люди. Как их объединить, какой идеей? Да так, чтобы пошли за тобой, поверили. Трудно ей приходилось порой, что скрывать. Но тем не менее, было очень много хороших, настоящих ребят, с помощью которых у нее получалось воплощать в жизнь задуманные идеи. И спортивные, и культурные мероприятия, и конкурсы, и турслеты, и развлекательные, и познавательные программы и многое другое из того, что объединяет слово досуг организовывала. А значение досуга нельзя недооценивать. Одичает человек в природе без правильной его организации потому что сорваться может, потеряться. Ценили подопечные Людмилы Александровны ее труд. В 1981 году преподнесли ей памятную медаль «Пуск первой очереди Надеждинского металлургического завода» со словами – «За ваш вклад». Она постоянно училась. У коллег, у своих подопечных, у жизни, у педагогов. В 1983 году окончила заочно Алтайский институт культуры.

После работы в молодежном общежитии доверили Людмиле Александровне заведовать теперь уже общежитием семейным. Тоже порядка тысячи душ в ведении. Заботы все те же, плюс хозяйственные дела, которые, как известно, не заканчиваются никогда. И– судьбы, судьбы людские. Много лет спустя она скажет: «Наверное, весь этот путь, эти люди, эти судьбы были нужны для того, чтобы подготовить меня к тому, чем занимаюсь сейчас, главному делу жизни». Людмила Александровна имеет в виду, конечно же, работу в мемориале Славы.

Два отрезка времени

…Прожив в Норильске 18 лет, в 1997 году она вернулась в родные края. В Заринске предложили работать главным хранителем мемориала Славы. Трудилась в тандеме с Вениамином Григорьевичем Шеломенцевым, первым директором мемориала, которого считает своим наставником, учителем. «Вениамин Григорьевич, ветеран войны и труда, почетный житель Заринска, добрейшей души человек, — характеризует преемница своего коллегу. – Это он создатель мемориала. Когда музей открывался, было известно двух тысяч имен солдат, погибших в годы ВОВ. Сегодня мы знаем более шести тысяч, и все это благодаря неустанной поисковой работе Вениамина Григорьевича, он ночами сидел за печатной машинкой, отстукивал письма, запросы в различные инстанции, в разные концы страны. Экспозиция «Дорогами войны», созданная им когда-то, действует до сих пор…»

— Как только появлялась новая фотография, Вениамин Григорьевич тут же бежал на крыльцо, выпиливал из оргалита подложку для фото, и в этот же день фотография появлялась на стенде, — с улыбкой вспоминает подробности тех лет Людмила Александровна. – А самое главное, Шеломенцев, как историк, педагог, умел находить нужные струны в душах людей, особенно детей, его слушали, с ним было интересно.

После ухода Шеломенцева на пенсию на пост директора заступила Людмила Мелещук. Это было 1 сентября 2001 года. Почти 18 лет назад.

— Весь этот путь для меня разделился на два отрезка времени, — поясняет Людмила Александровна — первый –когда ветеранов войны было много. Их приглашали к нам, они сидели в зале, разговаривали, школьники могли общаться с ними лично. А второй, когда этих людей осталось совсем мало, на сегодняшний день всего 18 человек, теперь уже о них рассказываю я, через свое собственное восприятие, как некое связующее звено между поколениями. Я благодарна жизни за то, что мне было в ней позволено с ними соприкоснуться. Встречу с любым из них храню в памяти, перебирая мысленно каждую деталь…

Маленькая, но команда

Коллектив мемориала – маленькая, но сплоченная команда. Ольга Беккер занимает относительно новую для мемориала должность – специалист по экспозиционной и выставочной деятельности. «На ее плечах все внутримузейные и выездные выставки. Вся техническая составляющая: слайды, видеоматериалы, озвучка», — говорит о коллеге Людмила Александровна.

Елена Саворовская – главный хранитель фондов. «Должность главного хранителя фондов – работа не для каждого, — считает директор мемориала, которая, как мы помним и сама когда-то начала свой путь в мемориале именно с этой должности. – Необходимо обладать определенными качествами, среди которых дотошность, скрупулёзность, точность. Здесь нет ничего второстепенного, все важно. Музей содержит 3303 единицы хранения в основном фонде, а вместе с научно-вспомогательным цифра составит порядка пяти тысяч. К порядку описания единицы хранения фонда предъявляется целый ряд требований, которые необходимо соблюдать. В какой-то степени первопроходцем в этой области именно в нашем музее была Ольга Блинова, с которой мы проработали около десяти лет. Ольга Геннадьевна заложила основу описания фондов, сейчас это дело продолжает Елена Николаевна, которая помимо автоматизированного учета музейных фондов занимается внесением их в государственный каталог музеев России. Кроме этой работы принимает участие в разработке и проведении мероприятий, которых мы проводим множество в течение года, как у себя в музее, так и на выездах по школам».

Любое мероприятие, которое эти три женщины совместно готовят и проводят, словно ребенок, рожденный в любви, ими вынашивается, лелеется, обсуждается. «Едва за гостями закрывается дверь, мы начинаем разбирать, как что прошло, — признается Людмила Александровна, — вот это удалось, а вот этого, к сожалению, не учли. И каждый раз начинаем все заново»

Жизнь в новых красках

Наша героиня много лет посвятила общению с людьми, организации их досуга. А как проводит свой досуг директор музея? – спросит читатель. Всю жизнь любя книги, этой любви верна и по сей день «В первые годы работы в мемориале я прочла, как мне кажется, все, что было написано о войне. В особенности была впечатлена фронтовыми дневниками К. М. Симонова, в то время корреспондента «Красной звезды», охватывающие события 1941 года, — рассказывает Людмила Мелещук. – Но в последние годы предпочитаю более мирную литературу. Психология, философские, духовные труды. С удовольствием познакомилась с произведениями Евгения Водолазкина «Лавр», «Авиатор». С наступлением дачного периода Людмила Александровна вдохновенно трудится на грядках, выращивая цветы для услаждения взора и овощи для пищи более осязаемой. «Люблю все одинаково», — признается заядлая огородница.

А еще откроем небольшой секрет. В последние полтора года жизнь директора мемориала Славы новыми красками раскрасила внучка Лидочка. «Это новый этап в моей жизни. Свежий, молодой, полный надежд» — говорит счастливая бабушка. Сейчас Лидочка живет в Петербурге. Этот прекрасный город на Неве соединяют с алтайской землей невидимые нити. Ведь когда-то в годы войны именно сибиряки отстояли город в блокадные дни от фашистов. Среди них были и наши земляков. Придет время, и Лидочкина бабушка расскажет о них внучке…

Вероника ЧЕБАТКОВА

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here