Вопрос об уличной торговле неоднократно поднимался в СМИ и каждый раз вызывал бурную ответную реакцию у населения. Кто-то ничего не имеет против лоточников и коробейников, предлагающих «все, что душе угодно», от нижнего белья до мясных разносолов. Другие категорически против несанкционированной выездной торговли, в том числе и в силу неэстетичности, которую придают главной улице Заринска — проспекту Строителей импровизированные торговые точки. У администрации города в этом отношении четкая позиция: никаких самовольных продавцов на «красной линии» быть не должно, с ними ведется целенаправленная борьба в том числе с помощью рейдовых мероприятий. В них принимают участие представители администрации, в частности, председатель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Е.А. Алмазова, специалисты Роспотребназдора, сотрудники полиции. Кроме того, на добровольных началах в рейдах участвуют депутаты городского Собрания. Только за первое полугодие текущего года было составлено 19 протоколов о первичном нарушении правил торговли и тридцать четыре – о повторных случаях. Сумма штрафов за повторные нарушения составила 170 тысяч рублей.
Всеобщими усилиями удалось изгнать с центрального проспекта мануфактурные изделия брэнда «самопал», торговцев мясными деликатесами и кондитерскими изделиями, во всяком случае, значительно сократить их количество. Однако разовые вылазки самодеятельные продавцы все-таки предпринимают. И если к бабушкам-старушкам, которые зарабатывают себе прибавку к пенсии, продавая излишки с огорода, в большинстве своем все относятся лояльно, то с продавцов мясной и молочной продукции, рыбы и даже меда — отдельный спрос.
Например, при торговле молоком, на животное, от которого оно получено, должна быть оформлена ветеринарная справка, где указаны все обработки, которым подвергалась корова или коза. Продавец должен иметь на руках заключение о безопасности молока (с которым могут передаваться такие болезни животных, как туберкулёз, лейкоз, бруцеллез и другие). Продавец обязан при первом требовании интересующейся стороны предъявить вышеуказанные бумаги. Сам же он обязан иметь санитарную книжку, спецодежду. В идеале молоко вообще должно продаваться в специально оборудованных киосках, при соблюдении температурного режима. А как на деле? Корреспондент газеты «НВ» решил посмотреть своими глазами.
Уже в начале десятого утра на «пятачке» возле «Фикспрайса» продают молоко, сметану, творог. Лишь один из трех продавцов экипирован пусть не совсем по форме, но в порядке приближения к ней. Специализированный киоск заменяет личный автомобиль, раскрытый кузов которого изображает прилавок. Есть даже весы для взвешивания, у самого же мужчины в одежде присутствуют такие детали как фартук и нарукавники. Серьезный дядя, одним словом, основательный. Документы на продукцию мужчина показал по первой просьбе. В общем, понравился мне товарищ, но молоко у него я все-равно не куплю. Потому что разлито оно по пластиковым бутылкам. Они выглядят совершенно новыми, прямо-таки стерильными. Но даже если это и так, у меня предубеждение к пластиковой посуде с негерметичной крышкой, тем более, когда дело касается такой скоропортящейся продукции как молоко. Товарка мужчины, по соседству продающая молоко и творог, также предъявила справку о состоянии здоровья буренки. Никакой спецодежды я на ней не наблюдаю, на пластиковых бутылках — крышки от лимонада и пепсиколы. Сразу видно, что не родные. «Где бутылки берете?» — спрашиваю. «А мне приносят мои клиенты. Полные забирают, а пустые возвращают». Такой откровенный ответ ставит меня в тупик, понимай как хочешь, то ли клиенты самостоятельно стерилизуют пластиковую тару (интересно, как это им удается?), то ли доверяют этот процесс милой тетеньке-продавщице?
— А вы где берете тару? – обращаюсь к еще одной молочнице.
— Я на оптовой базе, с готовностью ответила женщина, — у меня посуда одноразовая. По виду тары, похоже на то, что женщина не лукавит, я готова поверить, что так оно и есть, но пластик он и есть пластик.
Как бы соблазнительно не выглядел творог в полиэтиленовых пакетиках у уличных продавцов, я все равно его покупать не буду. Откуда мне знать, что до этого лежало в пакете, сколько времени находится там творожок, кто и какими руками его туда раскладывал?
Покупательница, только что отоварившаяся молоком и творожком, смотрит на меня неодобрительно, чего, дескать, надо от людей. Ты пойди, купи в магазине цельное молоко от настоящей коровы за пятьдесят рублей литр! То-то и оно, что не купишь, а купишь непонятно что, то ли молоко, то ли порошок разведенный — за те же деньги! В такой логике есть свой резон. Основное достоинство предложенного ассортимента – выигрышная по сравнению с магазинной, цена. Ну и, опять же, надежда, что это все свое, натуральное, «без ГМО и пальмового масла». Похожая ситуация и с мясными изделиями, которые контрабандным способом продают на этом же «пятачке» залетные предприниматели. Цены низкие, также как и гарантия на качество.
Закон рынка: спрос рождает предложение. Пока будут покупать люди на улице молоко, сметану, творог и прочее, продавцы будут предлагать этот ассортимент. Нарушая нормы и требования, надеясь на русский авось. Говорят, на базаре два дурака: один продает, другой покупает. Причем, оба под девизом «пронеси, господи!» Дай-то бог, чтобы обошлось. Да только с кого спрашивать потом, если вдруг некачественной окажется эта вожделенная вкусная и полезная пища с личного подворья?
Вероника ЧЕБАТКОВА