Информатика-сложная наука

0
906

4 декабря 1948 года считается Днём рождения российской информатики. И хотя в нашей стране этот праздник пока не является официальным, его отмечают все те, кто имеет отношение к информатике. В том числе и преподаватели информатики в образовательных учреждениях. В преддверии праздника мы беседуем с учителем информатики СОШ№2 Любовью Фоминой.

Дата для празднования Дня информатики выбрана не случайно. Именно 4 декабря 1948 года Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал изобретение И.С. Брука и Б.И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину. Информатика — молодая наука, соответственно и как учебная дисциплина, преподаваемая в школах, она, можно сказать, юна.

—  Любовь Ефимовна, в школах эту дисциплину начали изучать только с 1985 года. Тогда же появился собственный учебник под авторством А. П. Ершова. А как давно лично вы преподаете информатику?

— Тридцать лет. Начинала работать еще с черно-белыми компьютерами, причем, не персональными, а включенными в так называемый КУВТ – «Комплекс учебной вычислительной техники»: компьютеры в школьном классе объединялись в некое подобие локальной сети, позволявшей ученическим компьютерам грузиться с ПЗУ учительского компьютера.

— Получается, вы практически, стояли у истоков изучения информатики в школе. А где сами обучались этой науке?

—  В школу, где я преподавала математику (дело было в Запорожской области) привезли комплект оборудования, установили и сказали : « разберешься». Стала разбираться во всем самостоятельно. По книгам, поскольку интернета тогда не было.

— За тридцать с лишним лет эта школьная дисциплина уже трижды меняла свое название «Основы информатики и вычислительной техники», «Информатика». «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Вероятно, вместе с изменением названия меняется и содержание предмета. Что умеет делать сегодня среднестатистический «старшеклассник»?

— В нашей школе изучать информатику начинают с седьмого класса. В процессе обучения ребята постепенно получают знания. Приобретают навыки быстрого печатания на клавиатуре, узнают устройство компьютера, назначение и характеристики его основных компонентов, программного обеспечения, файловой системы. Учатся работать в текстовом, графическом редакторах, с электронными таблицами. Получают понятие о базах данных. При изучении коммуникационных технологий знакомятся с видами компьютерных сетей, учатся пользоваться электронной почтой, искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях создавать веб-страницы и веб-сайты. И многое другое.

— То есть, школьников можно назвать уверенными, я бы даже сказала, продвинутыми пользователями. А как насчет программирования?

— Мы даем понятие о том, что такое алгоритмический язык, в рамках кружковой работы учимся писать программы на языке Паскаль. Но современным детям больше нравится работать в готовых программах, чем создавать собственные. На программирование сегодня так, как это было, например, лет десять назад упор при обучении не делается.

— Неужели же и в хакеры сейчас не «рвутся»?

— А как же! Но когда слышат, что для того, чтобы стать хакером нужно выучить не один, а множество компьютерных языков, пыл охладевает.

Не секрет, что сегодня дети проводят много времени за компьютером. Они и общаются друг с другом в сетях, и делают уроки с его помощью, работают на образовательных платформах и так далее. Как может родитель проверить, так ли уж познавательны и невинны посещаемые им сайты, группы, страницы. Как проверить, по каким «закоулкам» интернета бродит твое дите?

— Для того, чтобы ребенок не бродил по вредным сайтам необходимо установить Интернет Цензор.  Это — бесплатная программа для осуществления родительского контроля. Предназначена для эффективной блокировки сайтов, которые могут представлять опасность для ребенка, когда он использует Интернет. А узнать какие сайты посещает или посещал ребенок в течение дня, недели, месяца, можно, посмотрев историю посещений браузера (находясь в браузере набрать сочетание клавиш Ctrl+h)

— Без интернета сегодня, как без рук, им пользуется всяк, от малого до старого. Многие, по-прежнему, уверены в абсолютной анонимности  пользователя интернета. Развейте этот миф.

— За каждым персональным компьютером закреплен IP-адрес — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети. Это как отпечатки пальцев, не бывает двух идентичных. По этому адресу можно отследить перемещение информации, даже если она была удалена. Поэтому об анонимности говорить не приходится вообще.

— Ваше базовое образование – учитель математики, а дальше – самообразование, курсы повышения квалификации. Сегодня где-то учат специально на учителей информатики?

— Такое обучение ведется, например, в Алтайском педагогическом университете

— Многие ли из ваших учеников выбрали информатику как профессию?

— Нет, не многие. Это сложная наука, постоянно развивающаяся

 Какие качества необходимы человеку для того, чтобы стать профессиональным «айтишником»?

— Математический склад ума, усидчивость, и, самое главное, заинтересованность в предмете изучения.

 — День информатики – молодой праздник. Но, возможно, уже есть какие-то сложившиеся традиции, посвященные ему?

— Конечно. Одна из них — всероссийская образовательная акция, в рамках которой школьники с 1 по 11 класс смогут в игровой форме познакомиться с основами программирования с помощью цикла необычных уроков информатики с практической тренировкой навыков. «Урок цифры»  проводится с 2018 года и нацелен на продолжение традиций уже известной многим ежегодной акции «Час Кода», которая проводилась в российских школах с 2014 по 2017 гг.  Подробную информацию и расписание уроков можно узнать на официальном сайте проекта «Урок цифры». Там же на сайте ребенок может пройти урок самостоятельно или вместе с родителями. И получить сертификат о прохождении обучения.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here