Продавцами не рождаются…

0
352

26 июля -День работника торговли. Этот праздник отмечают люди разных профессий, но прежде всего мы ассоциируем его с продавцами, так как уж повелось издавна. Ведь именно с ними встречаемся лицом к лицу, приходя в магазин. И зачастую именно продавец своей манерой общения, качеством обслуживания покупателей формирует впечатление о целом торговом предприятии, каких бы масштабов оно ни было. Но, как правило, мы мало что знаем о них, кроме информации на бэйджике. Накануне профессионального праздника корреспондент «НВ» заглянул в магазин «Ольтамар», который за четырнадцать лет работы утвердил за собой прочную репутацию магазина, в котором любят своих клиентов.

«Мы все друг друга знаем»

У кассы, что недалеко от входа, посетителей встречает продавец-кассир Анастасия Аблаева. Ее приветливую улыбку не может скрыть даже пресловутая противовирусная маска: все дело в улыбающихся глазах молодой женщины, которая относится к клиентам магазина не просто как к потенциальным покупателям, а скорее, как к старым, добрым знакомым:

— Город у нас маленький, все друг друга знаем. Наши постоянные покупатели обслуживаются в магазине годами, некоторые приходят даже с «камчатки», — делится Анастасия. – Дело в том, что у нас помимо широкого ассортимента привозной продукции, есть собственная линия производства, мы работаем так же и по индивидуальным заказам.

— Настя работает в коллективе с 2007 года, — комментирует директор магазина Наталья Королева. — Об ассортименте товара она знает все: как правильно выложить его, рассказать о нем покупателю. Анастасия – наш резерв на должность руководителя. Иногда замещает администратора зала и отлично справляется с порученной работой. Замечательно ладит с коллегами, умеет находить общий язык с покупателями, всегда тактична, вежлива, внимательна, коммуникабельна. (К вышеперечисленным качествам Анастасии можно смело добавить целеустремленность. Ведь еще будучи студенткой, она получала одновременно два образования: осваивала профессию повара-кондитера в Заринском «ПУ-41» и параллельно училась менеджменту в Барнауле).

«Если человек хочет работать, мы всему научим»

Наталья Борисовна Королева не без гордости проводит меня по своим, не побоюсь этого слова, владениям. «Ольтамар»– это ее гордость, ее детище. От предлагаемого ассортимента разбегаются глаза. Одних соусов насчитала больше 120 видов. С ума сойти! Шестнадцать видов уксуса (боже, как я отстала от жизни!).

— Для нас самое главное – это качество продукции, — тем временем убежденно рассказывает Наталья Борисовна, — ее вкус, качество, презентабельность, и, в первую очередь, свежесть. Мы привозим товар небольшими партиями, неся дополнительные затраты на транспортировке, но качество при этом неизменно выигрывает.

Если «Ольтамар» — это детище Королевой, то ее коллеги, словно члены большой общей семьи. Не однажды я слышала от Натальи Борисовны фразу: «Если человек хочет работать, мы всему научим». Это действительно так. Вот пример Светлана Скиба. Женщина пришла работать в магазин в феврале 2007 года, то есть практически в канун его открытия. Специальность на тот момент имела далекую от торговли — «мастер-плодоовощевод». Трудилась поначалу уборщицей, фасовщицей, была на подхвате. Постепенно стала осваивать профессию продавца. Получила соответствующие «корочки», пройдя обучение в «ПУ-41», с которым у торгового предприятия давно налажены профессиональные отношения.

— Светлана — тот человек, который вырос как в профессиональном, так и в личностном плане, именно у нас в коллективе, — делится Наталья Борисовна, — практически, мы стали свидетелями основных событий ее жизни, включая и юбилей, который Света отметила в этом году. Это ответственный, исполнительный сотрудник, никогда не отказывается прийти на выручку коллегам.

Скиба работает в фруктово-овощном отделе, плюс «заведует» бонетой (открытый холодильник) с рыбой, полуфабрикатами собственного производства. В ее обязанности входит раскладка товара, строгое соблюдение его сроков годности, консультирование клиентов.

О сегодняшнем изобилии продуктов когда-то мы и мечтать не могли. Слышу, как Светлана Николаевна поясняет покупательнице: «Томаты-пальчики лучше идут на засолку, томат розовый подойдет для салата, а вот томат казахстанский — для пиццы». А теперь уже мне показывает экзотическую рыбу-иглу: «Эту рыбку можно как жарить, так и тушить. А можно свернуть в кольцо на жарочном листе, вовнутрь поместить овощи и в таком виде запечь в духовке. Получится красиво, необычно и вкусно. Все специи для приготовления рыбы у нас тоже есть».

— Мне нравится общаться с людьми, — говорит продавец, — всегда стараюсь говорить в благожелательном тоне, в спорных, неоднозначных ситуациях не иду на конфликт, такие в нашей работе, конечно, бывают, но чаще всего в течение смены люди мне говорят спасибо», поэтому и прихожу на работу с радостью.

Продавцами не рождаются

Продавца отдела кулинарии Елену Морозову я «оторвала» от… завтрака. Да-да! Для сотрудников магазина в течение рабочей смены отведено специальное время для завтрака, обеда и полдника в соответствии с графиком. Мало того, организовано полноценное питание, не какой-нибудь там сухой паек. Сотрудник оплачивает всего 30 рублей от стоимости ежедневного рациона, разницу доплачивает работодатель. Не стану озвучивать меню, но поверьте, это не просто булочка с чаем. Благо, как уже говорилось, магазин имеет собственный производственный цех, продукцию которого наглядно демонстрирует отдел кулинарии. Тут хлеб, выпечка, торты, пирожные, разного рода закуска, одних только салатов больше двадцати на витрине. И это, как выяснилось, далеко не предел. Как во всем этом многообразии ориентироваться, к примеру, мне, человеку, выросшему на винегрете и оливье? Что, к примеру выбрать для сиюминутного перекуса, а что для внезапно случившегося пикничка?

Продавец Елена Морозова (хотя на бэджике значится домашнее и мягкое имя Алена) подсказывает: «Для пикника лучше выбрать салаты с заправкой растительным маслом (майонез исключить, поскольку на природе трудно соблюдать необходимый температурный режим)». И тут же рекомендует, что из предложенного ассортимента подойдет к водочке, а что будет гармонировать с вином белым или красным. В ее манере общения с покупателем есть нечто восточное: неторопливое и обстоятельное, по правилу: гость ни в коем случае не должен уйти с пустыми руками или, что того хуже, с неудовольствием на сердце. Это неудивительно, ведь Алена — родом из Душанбе.

— Елене Владимировне доверен самый сложный участок, – дополняет наше знакомство Наталья Королева. — Здесь очень большой товарооборот, и, соответственно, поток покупателей. Имеющийся ассортимент (а он огромен) нужно показать, представить покупателю. Морозова в точности знает и какая прослойка в том или ином торте, и время выпечки хлеба, в конфетах сориентирует и так далее. Никогда не повысит голос, всегда вежлива, тактична. На этого человека можно положиться.

Я очень сильно удивилась тому, как звучит первоначальная профессия моей новой знакомой. Оказывается, по диплому она – «аэрофотограметрист», специалист, создающий топографические карты на основе аэрофотоснимков. Эту специальность получила когда-то в Ленинграде и работала в Душанбе до разыгравшихся трагических событий. Профессию продавца осваивала уже в Заринске. Судя по отзывам руководителя и покупателей, весьма успешно. Вот уж действительно, перефразируя известную цитату, можно сказать — продавцами не рождаются.

Улыбка — высшая оценка

В торговом зале магазина просторно, светло, комфортно. И так вкусно пахнет!На выходе прощаюсь с Анастасией Аблаевой.

— Чего бы вы хотели пожелать своим коллегам в канун праздника?

— Здоровья, удачи, экономической стабильности, процветания, и… улыбок покупателей!

Да будет так! Ведь улыбка покупателя дорого стоит. Она — зеркальное отражение качества работы продавца и ее наивысшая оценка!

Вероника Чебаткова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here