В начале августа краевые информационные агентства поделились новостью о том, что в Барнауле установлены палатки для бесплатной торговли излишками урожая. «Бабули теперь могут продавать овощи с дач на Старом базаре. Новые палатки защищают от дождя и палящего солнца, имеют место для сумок/коробок и установлены на безопасном расстоянии от проезжей части» — радостно отрапортовали СМИ. Разделив их радость за барнаульцев, мы решили посмотреть, а как же у нас? В каких условиях реализовывают излишки урожая заринские пенсионеры?

Лирическое отступление

…На торговлю Елена Пална наряжалась как на праздник. Тщательно приводила в порядок свои загрубевшие от работы с землей руки: подстригала, чистила ногти, терла щеточкой пальцы, мазала кремом. Выбирала наряд и обязательно подкрашивала губы. «Продавец должен опрятно выглядеть». Это – золотое правило рынка, на котором бабуля проработала много лет главным бухгалтером.

 На центральный рынок не ездила, а по примеру других приноровилась выносить к поездам нехитрую снедь с собственного огорода. Торговала не каждый день, конечно. Потому как надо, чтобы и в огороде «наросло», и чтобы погода была, и чувствовать себя сносно. Чаще на торговлю, таская сумки и ведра, сопровождали ее мы, внуки, так как зять работал, а старшей дочери и вовсе стыдно было: она в техникуме преподавала немецкий язык. Дочь с зятем всю жизнь то на стенку копили, то на мотоцикл, то на машину. Сажали помногу: и для себя, и на продажу. Грибы-ягоды собирали, «шишкарили», в общем, как могли копеечку собирали. А главным агентом по реализации товара была Елена Пална, которой очень хотелось дочери помочь. Да и себе к пенсии прибавок. Трое внуков опять же, всех побаловать хочется.

Если назавтра торговля запланирована, и уже все приготовлено для продажи, то утром можется-не можется, а надо выбираться. Вечером подсчитывала зарплату, деля свой нехитрый «барыш» на две кучки: это мне, это Нинке, дочери то есть. Причем, нинкина кучка была побольше, ее Елена Пална убирала в шкаф. А свою кучку тратила тут же, посылая нас в магазин за какой -нибудь вкусняшкой, выделяя монетки на танцы или кино.

Иной раз на вокзале досиживалась до темноты (если не шла торговля), ждала очередного поезда в надежде распродаться. Порой выпадали и почти пустые дни, без навара. Бабушка расстраивалась. А как не расстраиваться, столько трудов затрачено. Овощи нужно не просто вырастить. Собрать, помыть, протереть, по поклажам разложить, так, чтобы не помялись, вида не потеряли, и прочее. Да и автобус только туда и обратно себе и сопровождающему — уже 20 копеек. А это два билета в кино, между прочим.

Но любила она торговлю свою. И на людей посмотрит, себя покажет, и с людьми пообщается, и городские новости узнает. А после обстоятельно расскажет вечером соседкам, да домашним. «Теща, с тобой и газеты никакой не надо, и так все узнаешь!» — удивлялся зять. В общем, занятие Елены Палны мелкой торговлей в семье поощрялось всячески…

Расположились кто на чем

Вспоминая Елену Палну и ее предпринимательскую деятельность, я всегда с особым теплом смотрю на стоящих возле своих лоточков да ящичков бабушек, торгующих на улицах города. К сожалению, никаких торговых палаток в местах оживленной торговли не наблюдаю. В многоэтажной части города таких мест два – возле фонтанной площади и в районе рынка, который в данный момент выглядит, мягко говоря, очень скромно. С одной стороны улицы Таратынова небольшое количество продавцов торгуют одеждой, а с другой, неподалеку от «Мария-Ра» притулились торгующие овощами и фруктами с импровизированных прилавков те самые «бабули». На самом рынке не увидела вообще ни одного человека, продающего излишки урожая.

Зато возле бывшего «Электрона» на ул. Металлургов торговля идет оживленнее. Что ни говори, как ни мал Заринск, а центр города есть центр города, потенциальных покупателей здесь больше. Да и как-то веселее смотрятся импровизированные торговые ряды, расположившиеся в окружении берез. К тому же, они тут никому не мешают. Хотя продавцы так же как и у рынка расположились кто на чем: у кого-то и столики раскладные есть, а кто-то обычными ящиками да коробками довольствуется.

На пенсию трудно прожить

— На пенсию трудно прожить, — это самый распространенный ответ на мой вопрос «почему приходите торговать»? Но ведь понятие «прожить» подразумевает не только есть, пить, платить за квартиру, покупать одежду и медикаменты.

— Вот сейчас мне на зубы надо собрать 50 тысяч. А пенсия минимальная, много ли с нее накопишь? – приводит пример женщина по имени Валентина Степановна.

— У меня двое внуков, одному в сентябре в первый класс идти, а другому — в девятый. Надо помочь собраться. У нас в Новозыряново все позакрыли, ездим торговать сюда. А автобусы не ходят. Приходится ездить вскладчину на такси, — говорит Надежда.

Как оказалось, торговать  к фонтану приезжают еще и из Голухи, Шпагино. Этот наш маленький пятачок торговой площади «подкармливает» не только заринцев, но и жителей соседних районов. Да и заринец заринцу рознь. Кто-то живет в своем доме, скажем, в Слободке, кто-то едет из Сорокино по круговой дороге, кто-то проживает на жилмассиве, но везет овощи и ягоды со своих дачных участков (с Омутного, «Монтажника», «Медика» и так далее). Везут, как правило, либо на такси, либо с оказией, а кто-то «сам на себе везет», на тележке. Мало кто приходит торговать каждый день и даже каждую неделю. Большинство выбирается лишь периодически.

— Дочь меня привезла, сама комиссию проходит. Привезла и оставила, вечером заберет, — поделилась Вера Петровна из Шпагино.

Значит, стоять тут Вере Петровне до вечера. На случай дождя у нее накидка приготовлена, а вот на случай жары зонтиком не запаслась.

— На зонтик пока не наторговала, — улыбается женщина и добавляет: — на солнце шибко тяжело стоять.

И, тем не менее, они стоят. Кому в теньке места не досталось, тот на самом солнцепеке жарится. От налетевшего неожиданно дождя прикрываются кто зонтами, кто дождевиками, кто обычными пакетами. Пожилые люди, привыкшие трудиться, не надеются ни на кого кроме самих  себя.

— Мы жизнь на земле прожили, по-другому не можем, с нее кормимся. Помаленьку сажать не умеем. А вырастить все это – адский труд. Поэтому обидно, если излишки пропадут. Да и деньги никогда лишними не бывают, — женщины единодушно выражают свое мнение.

Место здесь удобное

 Кто-то из старожилов еще помнит, как в этом месте, на площади у фонтана, стояли торговые палатки.

— Были они старыми, некрасивыми, это до того, как нас на официальный рынок прогнали, — вспоминают женщины постарше.

(Кстати, тоже помню те времена, когда на этом пятачке царила оживленная торговля. И да, тогда прилавки были жутковатыми на вид, темными, тяжелыми, какими-то угрюмыми. «А вот те, «барнаульские», с которых начался сегодняшний разговор, не испортили бы пейзаж, легко вписались бы в березовую рощицу, и даже некоторым образом украсили ее», — размышляю я, вспоминая, как старые палатки убрали, а поток людей напротив увеличивался, поскольку центр города разрастался.  И люди с удовольствием покупали у бабушек, на свой страх и риск размещавшихся с товаром, на чем придется. Потому что им было так удобнее).

А по торговому ряду тем временем деловито проходят покупатели.

— Всегда здесь что-нибудь покупаю, — признается молодая женщина Ирина, — своего огорода нет, некогда им заниматься, а тут есть чем полакомиться, то ягодки, то овощи, вон какие помидоры, сами в руки просятся. И поторговаться можно. Место здесь удобное, что ни говори. Я живу во втором микрорайоне, как с работы мимо иду, так обязательно чем-то отовариваюсь.

***

Так называемые стихийные рынки, возникают не так уж и стихийно. Слышала, что в Англии дорожки на их знаменитых газонах прокладывают так: сначала смотрят, где протопчут тропинку люди, а потом по их следам строят тротуар. И это, наверное, правильно, раз людям удобнее здесь ходить, то почему бы и нет?  Рассуждая по аналогии с английским газоном, можно сказать, что свою торгово-покупательскую тропинку у бывшего магазина «Электрон» народ давным-давно уже протоптал. Потому что тут покупают!  Можно сказать, так исторически сложилось. Почему бы не закрепить успех, облагородив антураж, одновременно пойдя навстречу и покупателям, и продавцам? Ведь согласитесь, выбирать с прилавка удобнее и приятнее, чем с фанерного ящика?

Вероника Чебаткова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here