Осенью прошлого года народный театр «Азарт» приступил к работе над постановкой пьесы «Солдатская вдова». Как рассказал режиссер театра Евгений Танков, спектакль был на 90 % готов к сдаче (ждали своего часа костюмы, декорации, звуковое сопровождение, сами актеры, уже состоялись репетиции на сцене), когда обрушившийся на наши головы коронавирус спутал все творческие планы. Как известно, все массовые мероприятия сегодня отменены…

«Не сжигайте слова!»

Для заядлых театралов и поклонников «Азарта» отмена спектакля стала настоящим ударом. «Солдатская вдова» – культовая пьеса для «Азарта». Именно с постановки этого произведения начал свой творческий путь народный театр. И 22 года спустя, Евгений Степанович вновь вернулся к нему отнюдь не случайно, ведь 2020 год – год 75-летнего юбилея Великой Победы. «На военную тематику достаточно мало драматического материала, написанного авторами — свидетелями своей эпохи, — считает режиссер. — Театр ловит импульс сегодняшнего дня, новые актеры вносят что-то свое. Поэтому мне интересно повторить постановку».

Несмотря на то, что сегодня все мы живем в режиме ожидания, актеры не теряют связь между собой, как не теряют надежды на то, что премьера состоится. «Не сжигайте слова!» — призывает их основатель «Азарта», имея в виду тексты ролей. Старается использовать затянувшуюся паузу для творческих исканий и уже думает о новой премьере. Как говорится, жизнь продолжается.

Он родился на… реке

Сегодня мы познакомимся с актером «Азарта» Анатолием Ишутиным. Анатолий Васильевич – самый старший по возрасту участник труппы. 13 августа ему исполнится 75 лет.

Родился наш герой в последний день лета победного 1945 года на реке Чулым. Родители его Василий Сергеевич и Евдокия Яковлевна трудились на барже — несамоходном речном судне. Василий — капитан баржи, то есть шкипер, а Евдокия — помощник шкипера. Семейной командой путешествовали они каждую навигацию по сибирским рекам. Надо сказать, что перевозить грузы на баржах в то время было делом распространенным. Томская область, где в поселке Моряковский Затон проживала семья, богата водоемами, общая протяженность всех рек области насчитывает порядка 95000 километров! Чего стоит одна Обь! По ее судоходным притокам Чая, Бакча, Чулым, Вологан, Кеть «ходила» баржа шкипера Ишутина.

В Морском затоне вставали на зиму суда вместе со своими командами. А все время навигации Василий и Евдокия проводили на реке.

Лето 1945 года Евдокия встречала беременной, однако они с мужем надеялись в положенный срок оказаться в наземном населенном пункте, чтобы встретить роды. Но либо родители не подрассчитали, либо ребенок поторопился явиться на свет, так или иначе, рожала Евдокия на барже, а роды у нее принимал муж. То ли в шутку, то ли в серьез позже глава семейства рассказывал, что, появившись на свет, мальчик молчал. Взял тогда отец столовую ложку да и шлепнул ею по попке сына. Тот и заорал так, что будь здоров. «Вот теперь другое дело», — успокоился новоявленный акушер и.., зачерпнув воду из реки через борт, организовал дитю водные процедуры. Может быть, потому Анатолий Васильевич так хорошо и выглядит в своем возрасте, что закаливаться начал практически с рождения?!

Трое детей было у Василия и Евдокии. И все трое выросли на барже, путешествуя на ней по водным артериям Сибири.

Как Толик в первый класс не пошел

В сентябре 1952 года Толик собирался поступать в первый класс. Но вышло так, что рейс затянулся до глубокой осени, в Моряковку вернуться не успевали. А зимы в Сибири ранние, приходят часто до срока, и студеные. Резко похолодало, по воде пошла шуга (мелкий рыхлый лед, появляющийся перед ледоставом или идущий весной во время ледохода), а вскоре и вовсе ледяным панцирем сковало реку.

 Всего 12 километров теплоход не дотянул баржу до ближайшего населенного пункта, деревни Смолокуровки. Сошли на берег, а судно осталось вмерзать в лед. В том рейсе баржа перевозила лошадей. Грузчики выкопали на берегу землянку, соорудили в ней печь, с баржи перетащили кое-какую мебелишку, кухонную утварь и даже радиоприемник «Родина». А из брикетов сена, что везли в качестве корма для животных, проложили тоннель от землянки к речному берегу, чтобы по нему ходить к проруби. Лошадей рабочие погнали по льду в сторону Томска. Шкипер со своей семьей остались в землянке зимовать до весны.

Конечно, не совсем одни они там были. Из деревни по льду приходили люди (охотники, рыбаки). Однажды услышав, как заговорило радио, гости никак не могли взять в толк, где находится источник голоса. По радио в 1953 и услышали о том, что умер Сталин. «Родители плакали», — вспоминает Анатолий Васильевич.

Долго длятся наши зимы, но рано или поздно и они заканчиваются. Весной 1953 года на место стоянки баржи приехали взрывники освобождать ее от ледяных оков. Ишутины вновь вернулись на баржу.  А там и навигация началась. Так и вышло, что в школу Толик пошел с восьми лет.

Был речным, стал сухопутным

Осенью Евдокия оставляла своих детей-школьников у родственницы на то время, пока не встанут суда на зимовку, тогда и они с Василием возвращались в Моряковку, забирали детей. Пережидая зиму, Толя скучал по вольной речной жизни, с нетерпением ждал лета. Не мудрено, что став взрослым, он решил посвятить свою жизнь реке.

После армии отучился в Моряковке на рулевого моториста и отработал два сезона на теплоходе «Илья Репин». А оказавшись в отпуске в Барнауле, встретил там свою судьбу и будущую жену Алевтину Александровну. Да так и остался в краевой столице.

В положенный срок родились у супругов двое сыновей, двойняшки Дима и Саша. Задумались крепко молодые родители о жилье. А шел 1973 год. По соседству с Барнаулом новый город начали строить и завод. И, как говорили люди, квартиру там получить можно было. Так и оказались Ишутины в Заринске на комсомольско-молодежной стройке. Трудился Анатолий поначалу плотником-бетонщиком, в составе бригады закладывал  фундаменты будущих зданий, которые в ту пору росли в Заринске «как грибы». В ноябре 1973 года получил от предприятия малосемейку, а через пять лет очередь на квартиру подошла.

В 1984 году в семье произошли два радостных события: рождение дочери Насти и расширение жилплощади до четырехкомнатной квартиры. Ишутин к тому времени уже работал в заводском ремонтно-строительном цехе. В общем, на пороге своего сорокалетия мужчина уверенно и крепко стоял на ногах.

От оркестра бытовых инструментов до народного театра

В советские времена самодеятельность на предприятиях была хорошо организована. А еще было принято каждое крупное политическое событие, какими несомненно являлись всесоюзные партийные съезды, отмечать большими концертами трудовых коллективов. Вот и заводчане, готовясь к XXVII съезду, репетировали номера. У каждого цеха – свой номер. Удивить старались, конечно. В РСЦ в ту пору председателем цехкома была Любовь Ладога. Она то и руководила «оркестром бытовых инструментов». Музыканты в нем играли не только на балалайке и баяне, но еще и на ложках, ножовке, стиральной доске и пр. Интересно получилось. И Анатолий в том оркестре играл. Он вообще человек компанейский и безотказный. Танков его еще с того самого оркестра и запомнил. Но лишь много лет спустя пригласил к себе в театр.

— Пойду, — легко согласился Ишутин, — только чтобы слов поменьше учить для роли.

А учить и вовсе не пришлось. Первая роль Анатолия Васильевича, сыгранная в спектакле «Счастье мое», была совсем без слов. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Роль за ролью самодеятельный актер все больше входил во вкус, набирался опыта от спектакля к спектаклю.  «Счастье мое», «Ревизор», «Соловьиная ночь», «Антон Павлович шутит»… А вот роль деда Савелия в «Солдатской вдове» пока сыграть не удалось.

Как признается сам актер, из сыгранных ролей ему наиболее близки Лука (престарелый лакей барыни Поповой из «Медведя») и несыгранный еще дед Савелий. Наверное, потому, что и сам он не обделен житейской мудростью.

Сегодня у Анатолия Васильевича четверо внуков. Его увлечение театром они поддерживают. И на «живые» спектакли приходят и в домашней видеотеке пересматривают.

«Не могу на месте сидеть!» — говорит о себе наш герой. Выйдя на заслуженный отдых в шестьдесят лет, дома сидеть не стал. Трудился дворником, сторожем уже будучи на пенсии. По его собственному признанию отдыхать начал в семьдесят лет! Долгое время они с женой держали дачу, которую продали лишь недавно. Все-таки возраст дает о себе знать, да и операция на сердце, перенесенная мужчиной в 2017 году, тоже не шутки.

 Но впереди Ишутина ждет долгожданная поездка на родину в Моряковку. «Не был там пять лет» —  признается наш собеседник с сожалением. И собирается отметить в родных местах свой победный юбилей.

 Пожелаем Анатолию Васильевичу, чтобы путешествие оказалось приятным, позволило насладиться вволю излюбленными хобби – рыбалкой и собиранием грибов, а целебный речной и хвойный воздух тамошних мест придал сил и бодрости на долгие годы. И конечно же, ждем его новых ролей.

Вероника Чебаткова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here