Школа цифровых технологий «Сириус»: главное – правильно поставить задачу

0
1695

Мог ли какой-нибудь советский мальчишка, лет эдак 60 назад, зачитываясь книгой Айзека Азимова «Я — робот», предположить, что его внук будет не только запросто играть с роботами, но даже их придумывать, конструировать, создавать и оживлять? Да в жизни бы он так не подумал (потому что в 12 лет мало кто представляет себя дедушкой). Но если бы представил, то начал бы немедленно завидовать своему потомку белой завистью. Однако то, что 50 лет казалось фантастикой, сегодня – реальность. И да, некоторые мальчишки в 11 лет уже считаются ветеранами робототехники. Давайте заглянем в школу цифровых технологий «Сириус» и убедимся, что это – не фантастика.

— Не успели! «Новое время» пришло, – оторвавшись от своего занятия, произносит юный конструктор, склонившись над большим белым столом, на котором расставлена всяческая умная техника.

— Еще три минуты, — невозмутимо произносит его сосед. – Успеем!

— Вы работайте, работайте, ребята, я тут пока просто поснимаю. – Несколько растерявшись, отреагировала я и отправилась с экскурсией по просторному помещению. Атмосфера здесь царит непринужденно-деловая. Мальчишки занимаются  каждый своим делом: кто-то работает самостоятельно, вон за тем круглым столом небольшая стайка ребят что-то коллегиально обсуждают, а вот парочка друзей стреляет по мишеням. Не из баловства. Это практическое мероприятие, необходимое для воплощения в жизнь идеи создания арбалета с автоматическим зарядом. Между тем, урок в старшей группе, в которой занимаются ребята от 9 (и старше) лет, подходит к концу.

Сегодня в «Сириусе» открыто несколько групп: в младшей постигают азы робототехники и программирования дети от 5 до 7 лет, в средней – от 7 до 9, и в старшей, как уже говорилось, от 9 и, как правило, до 12 лет.  Хотя, как рассказала руководитель и преподаватель школы Анастасия Лихоманова, строгих возрастных ограничений нет. Если семилетнему ребенку становится «тесно» в рамках программы младшей и даже средней группы, его легко переведут и в старшую. Были бы желание и способности. И такие примеры есть.

Школа цифровых технологий «Сириус» открылась в 2018 году. Здесь изучают программирование, занимаются электроникой,  робототехникой (Arduino, Lego, Raspberry Pi (высокий уровень),  3D-моделированием/3D-прототипированием, обработкой фотографий на компьютере, изучают «внутреннее строение компьютера»  и т.д.

— На самом первом занятии (в апреле 2018)  у нас было всего пять конструкторов, — рассказывает Анастасия Валерьевна, — а сейчас их более тридцати.

Занятие робототехникой — удовольствие не из дешевых: сами конструкторы стоят от 10 (простейшие) до 30  тыс. рублей и выше. Но умную «игрушку» мало собрать (а некоторые из них состоят из сотней деталей, деталек и деталюшек), ее надо «оживить», создав для этого алгоритм на специальном робототехническом языке, а значит, необходим компьютер.

Каждое рабочее место оснащено монитором, на котором ребенок видит инструкцию по сборке конструктора, клавиатурой, чтобы написать программу. Все мониторы подключены к единому системному блоку. В зависимости от собственных способностей и амбиций дети собирают роботов по инструкции или, выражаясь их языком, «по фантазии». По «фантазии», конечно же, сложнее. Сначала, как говорит преподаватель, надо поставить задачу. То есть понять, чего ты хочешь от робота? Затем представить, как он будет выглядеть и нарисовать (это можно сделать на специальном большом экране, висящем на стене), затем собрать, и, наконец, написать программу.

Вездеход, вентилятор или арбалет с автоматическим зарядом, робот-пылесос, робот-сортировщик или робот-сумоист, подъемный кран или гоночный автомобиль, а может быть, и вовсе игра пейнтбол…

— Робототехника — это не только и не столько умение собирать конструктор, — поясняет Анастасия Валерьевна, — необходимо обладать аналитическим мышлением, умением  правильно ставить задачу для того, чтобы создать алгоритм.

По словам Лихомановой, ребятам нравится работать «по фантазии», но для этого нужно думать самостоятельно. Случается, что и не получается сразу. «Думайте, — говорит своим воспитанникам преподаватель, — думайте!». И они думают. От простого к сложному, шаг за шагом продвигаясь к своим победам. Как личным (то есть, надо собой), так и коллективным. Например, в копилке «Сириуса» есть победа в региональной олимпиаде по робототехнике, завоеванная в 2020 году. Ее получили Арсений Швинд, Андрей Грудинин, Илья Киселев, Никита Капустин, Артем Плотников, Роман Заковряжин.

Пятиклассник Арсений Швинд из пятнадцатой школы занимается в «Сириусе» уже три года. По его собственному признанию, школу цифровых технологий ему посоветовала мама. «Мне дома нечем было заняться», — бесхитростно сообщил ребенок. Но тут же поделился, что сейчас так много уроков задают в школе, что времени на спорт уже не остается.

 А вот Данил Федоров, который в «Сириусе» уже год, успешно совмещает  роботов с рукопашным боем, которым занимается больше трех лет («мне и то, и другое одинаково нравится»). Выправка у Дани – офицерская, кудри рыжие, глаза карие. Красавец. Вот он, наш генофонд. Золотой, в прямом смысле слова.

Среди будущих программистов есть и те, кто занимается плаванием или легкой атлетикой. И вообще, вопреки моим ожиданиям, эти усидчивые аналитики – вполне себе живые нормальные, непосредственные дети, которым ничто детское не чуждо.

— Роберт. Колтушев. Четвертый класс. Вторая школа. — Очень серьезно и отчетливо произносит стоящий передо мной юный джентльмен. И смотрит выжидающе, мол, задавайте ваши вопросы.

— Слушай, Роберт, а ты, случайно, не робот? – сомневаюсь я в свою очередь. — Может тебя пощекотать или ущипнуть?

— Ха-ха-ха! – смеется не робот, а живой мальчишка Роберт.

Четвероклассник Андрей Суворов из «пятнашки» в «Сириусе» два месяца.

— Мне очень нравятся роботы, решил заняться ими конкретно, — так объяснил свое решение прийти в школу цифровых технологий мальчик. И, судя по всему, действительно, взялся за роботов всерьез. Успел собрать уже «фабрику спиннеров», лестничный вездеход, арбалет и кое-что другое (забыл просто, что). В школе любит математику и английский язык.

Я поинтересовалась у Анастасии Валерьевны, кто из ребят, которые сегодня занимаются в «Сириусе» (а их больше сорока), в будущем хотели бы стать программистами.

— Все! – улыбается руководитель. А я предлагаю встретиться лет через пять лет (когда первые выпускники школы цифровых технологий встанут у порога одиннадцатого класса лицом к будущему) чтобы, как говорится «посчитать цыплят».

— Да вы и раньше заходите, —  не отпускает меня без шутки преподаватель первой и пока единственной в городе частной школы цифровых технологий.

Что и говорить. Мир меняется стремительно. Еще 20 лет назад компьютерами и мобильными телефонами обладали лишь избранные. 50 лет назад инженеры строили свои чертежи за кульманами, а расчеты производили на логарифмических линейках. Современная молодежь даже слов-то таких не знает, а ведь когда-то и они были в диковинку. Человечество неуклонно движется вверх по лестнице собственного развития, если правильно ставит перед собой задачу. Не так ли?

Вероника Чебаткова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here