Школа для начинающих педагогов

0
441

Устраиваясь на работу, молодые педагоги часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям, обязанностям, коллективу и детям. Если вовремя не помочь и не поддержать начинающего специалиста в такой ситуации, у него могут возникнуть проблемы — он может усомниться в том, что сделал правильный выбор в пользу этой профессии. Помочь на этих порах могут коллеги, которые подскажут, направят и найдут выход, казалось бы, из самой неразрешенной ситуации. 

Профессиональное становление

В детском саду № 7 «Сказочная полянка» проблема адаптации начинающих педагогов решена. С 2011 году на базе сада функционирует «Школа молодого педагога», которая помогает молодым специалистам вникнуть в профессию, узнать ее тонкости, познать азы.

— Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний, и не всегда есть понимание, как выстроить работу. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Поэтому необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. С этой целью и была создана наша школа, — поясняет Ольга Владимировна Скворцова, заведующий детским садом.

Организатором школы является Елена Юрьевна Яркина, старший воспитатель детского сада № 7. Она поясняет:

— Молодой специалист, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Только на первый взгляд кажется, что в саду работать просто. Но когда попадаешь в эту атмосферу, понимаешь, сколько знаний и навыков требуется. Наши занятия помогают адаптироваться, позволяют быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми. Занятия, которые мы проводим для наших молодых коллег, разнообразны. Семинары, мастер-классы, семинары-практикумы —  в основном, это практическая работа, чтобы молодые педагоги эти навыки и умения позже использовали в своей непосредственной работе.  Каждое занятие мы начинаем с упражнений, которые помогают создать положительный и деловой эмоциональный настрой, а заканчиваем встречу рефлексией — анализом того, что услышали, какие впечатления получили.

Начинающие воспитатели, работавшие в седьмом детском саду, прошли уроки этой школы и остались довольны. Они не только познакомились с процессом обучения и воспитания в детском саду, они освоили множество техник и методик, которые успешно применяют сегодня на практике. А чтобы им было легче на первых порах, за каждым из них закреплен наставник — опытный воспитатель, который помогает стажерам вникнуть в профессию, полюбить ее. И начинающие специалисты им за это благодарны.

— Как показал опыт, участие в Школе молодого педагога содействует успешному личностному и профессиональному развитию как начинающих педагогов, так и их наставников. И таких примеров в саду достаточно. Оксана Швецова, воспитатель детского сада, одна из тех, кто прошел обучение в «Школе молодого педагога». С Юлией Павловной Шишкиной, ее наставником, они проделали колоссальную работу и стали друг другу не просто коллегами, а настоящими друзьями, — рассказывает Ольга Владимировна.

Другой уровень

В 2022 году руководство седьмого детского сада вышло с предложением организовать на базе дошкольного учреждения методическое объединение «Школа молодого педагога» для воспитателей города. Комитет по образованию эту идею поддержал, и с сентября прошлого года методобъединение начало работу уже на новом уровне.

— За десять лет существования школы мы поняли, что это направление востребовано и необходимо. Мы наработали достаточный опыт, которым пришло время поделиться с другими, — поясняет Ольга Владимировна.

В этом учебном году «Школу» посещают 25 педагогов.  Раз в месяц наставники проводят для них практические занятия: семинары, мастер-классы, практикумы, творческие мастерские.

Темы встреч разнообразны: как организовать детей на прогулке, игровая деятельность, творческие мастер-классы по рисованию, лепки, аппликации и другие.

Не так давно воспитатели седьмого сада Наталья Ивановна Гранько и Татьяна Владимировна Глушенкова, подготовили практикум для молодых коллег «Пальчиковые игры. Их многообразие, роль и значение». Они показали, что работа воспитателей будет успешной, если педагоги будут с увлечением искать интересные материалы для детей, придумывать и проводить новые игры, постоянно быть в контакте с дошколятами. А для этого можно использовать игровой материал, музыкальное сопровождение, художественное слово.

Ответ на вопрос — нужно ли готовиться педагогу к прогулкам — нашла воспитатель Лилия Александровна Кох. Дошколята – это большие любознайки, почемучки и исследователи. Их ни на минуту нельзя оставлять одних. И даже если они идут на прогулку – то интересную! А для этого педагогу нужно обязательно готовиться.

Занятия проводят и опытные воспитатели других садов, которым тоже есть, чем поделиться. Так, воспитатель Марина Яковлевна Леер и учитель-логопед детского сада № 4 «Золотой ключик» Татьяна Николаевна Жигалова, рассказали и показали, как можно создавать дидактический материал для работы с дошкольниками, используя информационно-коммуникационные технологии. Все педагоги попробовали практически сделать дидактическую игру в программе PowerPoint.

Ирина Семеновна Гребенщикова, воспитатель детского сада № 11 «Рябинушка», раскрыла тему эффективного использования интерактивных игр в образовательной деятельности.

Вера Юрьевна Русакова, воспитатель детского сада № 14 «Родничок», представила молодым коллегам интерактивную игру «Своя игра». Молодые специалисты отметили, что такое занятие способствует развитию познавательной активности.

Ольга Владимировна отмечает:

— Мы замечаем, как от занятия к занятию меняются педагоги, как взаимодействуют, работают в команде. И как горят их глаза. Поэтому наша задача — не дать этому огоньку потухнуть, а наоборот сделать все от нас возможное, чтобы этот огонек разгорался с новой силой.

Успешно стартовавший проект методического объединения «Школа молодого педагога» на базе детского сада № 7 продолжает работу и строит на будущее большие планы. И не только на основе своих желаний, но и на основе отзывов и обратной связи с участниками проекта. Они увидели заинтересованность педагогов и востребованность данного проекта, и положительные отзывы, которые оставляют участники школы, это подтверждают. В ближайшем будущем они планируют открыть творческую мастерскую, где будет проводиться работа с детьми.

Кардинально поменяли свою жизнь

В «Школе молодого педагога» детского сада № 7 прошли обучение около 30 начинающих воспитателей. Среди них Ольга Николаевна Сладкова, воспитатель старшей группы, участница муниципального этапа конкурса «Воспитатель года-2023».

В детский сад она пришла три года назад и сегодня не жалеет, что кардинально изменила свою жизнь. Ведь до этого момента она никогда не думала, что будет работать с дошколятами.  Первое время, отмечает она, было непросто. Деткам было 2,5 годика, они только начинали адаптироваться к саду. Рядом были опытные наставники — Елена Ладыгина и Елена Яркина, которые помогли специалисту и направили в нужное русло. 

Ольга Николаевна благодарна «Школе молодого педагога». Чему она здесь только не научилась?! Проводить занятия, физминутки, игры и многое другое. И этот опыт пригодился ей в работе. Сегодня она выступает в роли стажиста и проводит для начинающих воспитателей занятия. Хотя для нее это новая роль, она ее неплохо осваивает.

Молодым педагогам Ольга Николаевна желает: не бояться трудностей, идти смело. Рядом всегда есть люди, которые помогут. На своем личном опыте она в этом убедилась.

Одна из участниц «Школы молодого педагога» — Мария Сергеевна Макаревич, воспитатель подготовительной группы, пришла в детский сад в августе 2022 года. Прошла переподготовку, поработала с малышами, а когда появилось место на подготовительной группе, перешла к ним. Работать с дошколятами — непросто, но интересно. Они без проблем идут на контакт, на занятиях проявляют самостоятельность, показывают свои знания. Попав в «ШМП» Мария многое для себя подчерпнула. Она признается, что курсы переподготовки не дают того багажа знания, который необходим в работе с маленькими детьми.

— Сегодня, чтобы увлечь детей и захватить их внимание, нужно идти в ногу со временем. Опыт педагогов в сфере образования помогает нам лучше адаптироваться и включать в свою ежедневную работу новые формы, — говорит воспитатель.

Благодарна Мария Сергеевна и своему наставнику — Татьяне Владимировне Глушенковой за знания и опыт. Именно она направила ее в нужном направлении и дала уверенность, что все получится.

Заканчивая нашу встречу, Ольга Владимировна и Елена Юрьевна признаются: те цели и задачи, которые ставили они перед собой, запуская проект «Школы молодого педагога», они достигли. Но стремлений и новых планов никто не отменял. Школа продолжает свой путь. И один из важных этапов для них – участие в региональном конкурсе «Детский сад Алтая» в номинации «Наставничество», где они представят опыт «Школы молодого педагога». Коллектив сада надеется, что их наработки будут высоко оценены жюри.

Евгения Моргунова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here