Устраиваясь на работу, молодые педагоги часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям, обязанностям, коллективу и детям. Если вовремя не помочь и не поддержать начинающего специалиста в такой ситуации, у него могут возникнуть проблемы — он может усомниться в том, что сделал правильный выбор в пользу этой профессии. Помочь на этих порах могут коллеги, которые подскажут, направят и найдут выход, казалось бы, из самой неразрешенной ситуации.
Профессиональное становление
В детском саду № 7 «Сказочная полянка» проблема адаптации начинающих педагогов решена. С 2011 году на базе сада функционирует «Школа молодого педагога», которая помогает молодым специалистам вникнуть в профессию, узнать ее тонкости, познать азы.
— Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний, и не всегда есть понимание, как выстроить работу. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Поэтому необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. С этой целью и была создана наша школа, — поясняет Ольга Владимировна Скворцова, заведующий детским садом.
Организатором школы является Елена Юрьевна Яркина, старший воспитатель детского сада № 7. Она поясняет:
— Молодой специалист, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Только на первый взгляд кажется, что в саду работать просто. Но когда попадаешь в эту атмосферу, понимаешь, сколько знаний и навыков требуется. Наши занятия помогают адаптироваться, позволяют быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми. Занятия, которые мы проводим для наших молодых коллег, разнообразны. Семинары, мастер-классы, семинары-практикумы — в основном, это практическая работа, чтобы молодые педагоги эти навыки и умения позже использовали в своей непосредственной работе. Каждое занятие мы начинаем с упражнений, которые помогают создать положительный и деловой эмоциональный настрой, а заканчиваем встречу рефлексией — анализом того, что услышали, какие впечатления получили.
Начинающие воспитатели, работавшие в седьмом детском саду, прошли уроки этой школы и остались довольны. Они не только познакомились с процессом обучения и воспитания в детском саду, они освоили множество техник и методик, которые успешно применяют сегодня на практике. А чтобы им было легче на первых порах, за каждым из них закреплен наставник — опытный воспитатель, который помогает стажерам вникнуть в профессию, полюбить ее. И начинающие специалисты им за это благодарны.
— Как показал опыт, участие в Школе молодого педагога содействует успешному личностному и профессиональному развитию как начинающих педагогов, так и их наставников. И таких примеров в саду достаточно. Оксана Швецова, воспитатель детского сада, одна из тех, кто прошел обучение в «Школе молодого педагога». С Юлией Павловной Шишкиной, ее наставником, они проделали колоссальную работу и стали друг другу не просто коллегами, а настоящими друзьями, — рассказывает Ольга Владимировна.
Другой уровень
В 2022 году руководство седьмого детского сада вышло с предложением организовать на базе дошкольного учреждения методическое объединение «Школа молодого педагога» для воспитателей города. Комитет по образованию эту идею поддержал, и с сентября прошлого года методобъединение начало работу уже на новом уровне.
— За десять лет существования школы мы поняли, что это направление востребовано и необходимо. Мы наработали достаточный опыт, которым пришло время поделиться с другими, — поясняет Ольга Владимировна.
В этом учебном году «Школу» посещают 25 педагогов. Раз в месяц наставники проводят для них практические занятия: семинары, мастер-классы, практикумы, творческие мастерские.
Темы встреч разнообразны: как организовать детей на прогулке, игровая деятельность, творческие мастер-классы по рисованию, лепки, аппликации и другие.
Не так давно воспитатели седьмого сада Наталья Ивановна Гранько и Татьяна Владимировна Глушенкова, подготовили практикум для молодых коллег «Пальчиковые игры. Их многообразие, роль и значение». Они показали, что работа воспитателей будет успешной, если педагоги будут с увлечением искать интересные материалы для детей, придумывать и проводить новые игры, постоянно быть в контакте с дошколятами. А для этого можно использовать игровой материал, музыкальное сопровождение, художественное слово.
Ответ на вопрос — нужно ли готовиться педагогу к прогулкам — нашла воспитатель Лилия Александровна Кох. Дошколята – это большие любознайки, почемучки и исследователи. Их ни на минуту нельзя оставлять одних. И даже если они идут на прогулку – то интересную! А для этого педагогу нужно обязательно готовиться.
Занятия проводят и опытные воспитатели других садов, которым тоже есть, чем поделиться. Так, воспитатель Марина Яковлевна Леер и учитель-логопед детского сада № 4 «Золотой ключик» Татьяна Николаевна Жигалова, рассказали и показали, как можно создавать дидактический материал для работы с дошкольниками, используя информационно-коммуникационные технологии. Все педагоги попробовали практически сделать дидактическую игру в программе PowerPoint.
Ирина Семеновна Гребенщикова, воспитатель детского сада № 11 «Рябинушка», раскрыла тему эффективного использования интерактивных игр в образовательной деятельности.
Вера Юрьевна Русакова, воспитатель детского сада № 14 «Родничок», представила молодым коллегам интерактивную игру «Своя игра». Молодые специалисты отметили, что такое занятие способствует развитию познавательной активности.
Ольга Владимировна отмечает:
— Мы замечаем, как от занятия к занятию меняются педагоги, как взаимодействуют, работают в команде. И как горят их глаза. Поэтому наша задача — не дать этому огоньку потухнуть, а наоборот сделать все от нас возможное, чтобы этот огонек разгорался с новой силой.
Успешно стартовавший проект методического объединения «Школа молодого педагога» на базе детского сада № 7 продолжает работу и строит на будущее большие планы. И не только на основе своих желаний, но и на основе отзывов и обратной связи с участниками проекта. Они увидели заинтересованность педагогов и востребованность данного проекта, и положительные отзывы, которые оставляют участники школы, это подтверждают. В ближайшем будущем они планируют открыть творческую мастерскую, где будет проводиться работа с детьми.
Кардинально поменяли свою жизнь
В «Школе молодого педагога» детского сада № 7 прошли обучение около 30 начинающих воспитателей. Среди них Ольга Николаевна Сладкова, воспитатель старшей группы, участница муниципального этапа конкурса «Воспитатель года-2023».
В детский сад она пришла три года назад и сегодня не жалеет, что кардинально изменила свою жизнь. Ведь до этого момента она никогда не думала, что будет работать с дошколятами. Первое время, отмечает она, было непросто. Деткам было 2,5 годика, они только начинали адаптироваться к саду. Рядом были опытные наставники — Елена Ладыгина и Елена Яркина, которые помогли специалисту и направили в нужное русло.
Ольга Николаевна благодарна «Школе молодого педагога». Чему она здесь только не научилась?! Проводить занятия, физминутки, игры и многое другое. И этот опыт пригодился ей в работе. Сегодня она выступает в роли стажиста и проводит для начинающих воспитателей занятия. Хотя для нее это новая роль, она ее неплохо осваивает.
Молодым педагогам Ольга Николаевна желает: не бояться трудностей, идти смело. Рядом всегда есть люди, которые помогут. На своем личном опыте она в этом убедилась.
Одна из участниц «Школы молодого педагога» — Мария Сергеевна Макаревич, воспитатель подготовительной группы, пришла в детский сад в августе 2022 года. Прошла переподготовку, поработала с малышами, а когда появилось место на подготовительной группе, перешла к ним. Работать с дошколятами — непросто, но интересно. Они без проблем идут на контакт, на занятиях проявляют самостоятельность, показывают свои знания. Попав в «ШМП» Мария многое для себя подчерпнула. Она признается, что курсы переподготовки не дают того багажа знания, который необходим в работе с маленькими детьми.
— Сегодня, чтобы увлечь детей и захватить их внимание, нужно идти в ногу со временем. Опыт педагогов в сфере образования помогает нам лучше адаптироваться и включать в свою ежедневную работу новые формы, — говорит воспитатель.
Благодарна Мария Сергеевна и своему наставнику — Татьяне Владимировне Глушенковой за знания и опыт. Именно она направила ее в нужном направлении и дала уверенность, что все получится.
Заканчивая нашу встречу, Ольга Владимировна и Елена Юрьевна признаются: те цели и задачи, которые ставили они перед собой, запуская проект «Школы молодого педагога», они достигли. Но стремлений и новых планов никто не отменял. Школа продолжает свой путь. И один из важных этапов для них – участие в региональном конкурсе «Детский сад Алтая» в номинации «Наставничество», где они представят опыт «Школы молодого педагога». Коллектив сада надеется, что их наработки будут высоко оценены жюри.
Евгения Моргунова.