28 апреля в нашей стране отмечается День рождения службы скорой медицинской помощи. Работа специалистов неотложки тяжела, порой опасна, но крайне необходима людям. В любое время дня и ночи, куда бы не вызвали, машина с красным крестом проберется в самые далекие уголки к тому, кто очень нуждается в помощи. 

В отделении скорой неотложной медицинской помощи г. Заринска мы были не раз. Ездили с бригадами на вызовы, рассказывали о людях, которые работают здесь, напряженном графике в ковидные времена, когда бригады колесили по городу и району, не заезжая на подстанцию. В общем, показывали эту службу с разных ракурсов, чтобы все горожане понимали, насколько это важная и необходимая структура в медицине.

В этом году накануне профессионального праздника мы вновь побывали у них в гостях и пообщались с фельдшерами на темы, которые их волнуют. Заработная плата, условия работы, ремонт в отделении, где они проводят много времени, увольнение опытных специалистов — это лишь часть наболевших вопросов. И об этом нужно говорить, чтобы попытаться исправить ситуацию. Ведь всем нам хочется, чтобы экстренная служба работала как часы, чтобы в любое время дня и ночи жители города знали — им окажут помощь.

Плюсы и минусы ЕДДС

Первым делом, заходя в скорую, попадаешь в диспетчерскую. Несмотря на то, что несколько лет назад было принято решение создать единую диспетчерскую службу, объединяющую все станции края, в нашем отделении по-прежнему работают два диспетчера. Они осуществляют предрейсовый контроль водителей — до и после смены, координируют бригады, оповещают все службы города о случаях ДТП или других чрезвычайных ситуациях, создают бригады для транспортировки больных в краевые медучреждения.

На многих станциях эту единицу оптимизировали. Заринск этого делать не стал. Михаил Шмаков, диспетчер, давно работает здесь. Новшество с ЕДДС — это большой прорыв, но и здесь случаются сбои, тогда в работу включаются специалисты на местах.  

— Потока вызовов, который был раньше, сейчас нет. Все звонки поступают в ЕДДС. У нас стало спокойнее. Минус заключается в том, что диспетчеры, принимающие вызов, не знают нашу территорию. «Бросают» вызов бригаде, которая раньше всех освободилась, а фельдшеры могут быть, например, в Заринском районе. Моя задача — скоординировать действия бригад и оповестить об этом Барнаул. Случаются в системе и сбои, мы тоже включаемся в работу и передаем вызовы бригадам.

Медицинский персонал скорой также отмечает, что диспетчеры на местах им необходимы. Они всегда держат руку на пульсе и в случае нештатных ситуаций помогут правильно сориентироваться.

Насущный вопрос: когда будет ремонт?

О том, что здание скорой требует ремонта, говорилось не раз.  Шли разговоры о том, что после преображения поликлинического звена, работы начнутся в здании экстренной службы. Пандемия, а потом санкции внесли коррективы, и ремонт отложили.  Когда будут проводиться работы, пока неизвестно, все зависит от финансирования.

Помещения в здании станции действительно оставляют желать лучшего. И текущий косметический ремонт здесь уже вряд ли поможет. Стены, потолок, пол – приводить в порядок нужно все. Коллективу, который проводит здесь много времени, хочется работать и отдыхать после вызова в комфортных условиях.

В комнате приема пищи, большом просторном помещении, где раньше собирались не только для того, чтобы перекусить, но и отдохнуть перед очередным вызовом, сегодня все плачевно. Не так давно коллективу пришлось сорвать обои и потолочную плитку, так как  завелись клопы, с которыми нужно было бороться. Поэтому комната теперь по большей части пустует. Коллектив признается: находиться в таком неуютном, темном помещении с облезшими стенами и разрушающейся штукатуркой не очень-то приятно.

Крыша здания тоже требует капитального ремонта. После каждого дождя на потолке образовываются мокрые желтые пятна.

Федор Витальевич Голованов, руководитель станции, отмечает: о том, что зданию требуется ремонт, руководство больницы знает, бывало здесь и видело, что происходит. Накануне визита редакции в отделении побывал главный врач, пообещал обсудить этот вопрос с Министерством здравоохранения края. Остается ждать, какое решение там примут.

Комнаты отдыха, где в свободное от работы время отдыхают фельдшеры, водители, тоже бы следовало привести в порядок. Как и коридор, и подсобные помещения. Для сотрудников скорой работа — второй дом, и им хочется, чтобы здесь было уютно, светло, чисто и по-домашнему.  

Достойная оплата труда

Пожалуй, один из самых острых вопросов, который волнует всех сотрудников этого отделения — фельдшеров, водителей — оплата труда. В 2015 году, когда больше 10 человек сразу написали заявление на увольнение, добились небольшого повышения. Появились доплаты с первого января текущего года. Это не может не радовать, но по факту зарплата остается низкой. 

Фельдшеры признаются, что они много лет бьются за то, чтобы их заработок был хотя бы наравне с соседними территориями. Им обидно, что в других населенных пунктах платят больше.

— На ставку выходит около 20 тысяч рублей, в лучшем случае, — отмечает один из фельдшеров. — Поэтому мы вынуждены брать подработки, жить в скорой, чтобы хоть что-то получить.

— Я работаю пять смен через сутки, три дня отдыха и снова беру дополнительные смены. Больше времени провожу здесь, чем с семьей. А что делать? Разве есть другие варианты? — отмечает молодая девушка.

За последний год со скорой уволились пять человек. Часть из них работают в других населенных пунктах, там заработная плата чуть выше, а некоторые фельдшеры вообще ушли из профессии, отработав больше 10 лет и имея огромный опыт за плечами. Другого варианта просто не нашли.

— Никто бы никуда не уходил, не уезжал, молодежь задерживалась, если бы получала достойно. Мы же общаемся с коллегами из других территорий, у нас есть друзья, да даже взять наших заринских ребят — опытных фельдшеров, которые сегодня работают в Новоалтайске, Барнауле, Залесово. Оплата труда там чуть выше. А ведь и они, и мы выполняем одну и ту же работу. Мы также несем ответственность за каждого больного, спасаем жизни, — отмечает мужская часть скорой.

— Не надо забывать, что мы обслуживаем не только город, но и Заринский район, а это огромная территория. Только в Аламбай дорога занимает 8 часов. Если бы нам дополнительно оплачивали это, было бы справедливо. Один вопрос — обслуживать город — все в шаговой доступности, другой — ездить в отдаленные села, — добавляют другие фельдшеры.

О небольшом заработке говорят и водители. Многие из них не ограничиваются работой только в скорой.

Водители — Олег Викторович Голиков, Максим Николаевич Корташов, Евгений Николаевич Куркин, находившиеся в этот день на смене, отмечают: их заработная плата одна из самых низких в городе. Многие вынуждены искать дополнительный заработок, чтобы прокормить семью. Они даже готовы перейти на круглосуточный режим работы, сейчас трудятся «день, ночь, 48», чтобы была возможность устроиться на постоянку где-то ещё.

— У нас не так много запросов. Мы хотим работать в комфортных условиях. Вы сами видите, что помещению требуется ремонт, что зарплату нужно повышать. Тогда совершенно с другим настроем будем ходить на работу, — отмечает один из водителей. Все они с нетерпением ждут выплат, о которых не так давно сказал Губернатор края Виктор Томенко. Это станет для них хоть каким-то подспорьем.

Общаясь с коллективом, понимаешь, что сегодня для него заработная плата — наболевший вопрос. Эти люди готовы и будут выполнять свои функции. Но они хотят, чтобы их услышали. Штат скорой по-тихоньку рядеет. Разве такое допустимо?!

Из положительного…

Между тем, говоря о проблемах, волнующих весь коллектив, медики отмечают и хорошие моменты.

Совсем недавно им выдали новую форму. Это стало большим и значимым событием. Мало кто знает, что многие из этих людей сами долгое время приобретали себе костюмы. Не хотели выглядеть хуже других. Новую форму отметили и пациенты. Они, правда, решили, что фельдшерам подняли зарплату. Заботится о чистоте формы сестра-хозяйка скорой помощи — Надежда Николаевна Свиридова. Она собирает костюмы, отправляет их на стирку, а потом утюжит.

Поговорили с фельдшерами мы и о пациентах, интересных вызовах, комичных ситуациях. Этого в их жизни много. Каждый раз, идя на смену, они даже и предположить не могут, что их ждет. Но в этом и есть работа медика.

О своих пациентах говорят с уважением, несмотря на то, что часто их вызывают по пустякам. Так, например, недавно дедушка вызвал бригаду, чтобы уточнить, можно ли ему выйти на прогулку. Или бабушка, которой приснился сон, в котором ей стало плохо. Проснувшись в три часа ночи, она сразу вызвала скорую, чтобы убедиться, что сон не был вещим.

Много тех, кто обращается в скорую от безысходности. Чаще всего, отмечают фельдшеры, эти люди не очень приветливы. Они не смогли попасть на прием к врачу, им не достался талончик, поэтому обращаются в неотложку, и не всегда приветливо встречают медперсонал, что расстраивает фельдшеров. Они-то здесь не при чем.

— Мы — экстренная служба, а на вызовах нам приходится быть хирургами, урологами, терапевтами, — отмечают фельдшеры.

Отдельного разговора, конечно, заслуживают вызовы на дальние расстояния. Аламбай, Тягун… Добираться в непогоду — снегопады или проливные дожди, туда непросто, не раз водители вызывали службу МЧС, чтобы доехать до пациента. А там бывало и такое, что скорую никто не ждал.

Новшества, которые вводятся в работу, коллектив службы принимает на ура. Электронные карты пациентов вместо бумажных поначалу вызывали много вопросов, но сегодня они уже всему научились и проблем с их заполнением не возникает. Рады они и тому, что сейчас больным с сердечными заболеваниями они могут оказать помощь, связавшись с краевой столицей. Уже на вызове, сняв кардиограмму, они направляют ее в краевой кардиологический центр, где принимается решение о дальнейших действиях.

Всегда на связи со скорой и старший врач смены, который находится в Барнауле. В случае спорных вопросов фельдшеры могут к нему обратиться. В ближайшем будущем планируется создать центр консультации по ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), где также будет налажена обратная связь. К этому фельдшеры готовы. Такие изменения  принесут в первую очередь пользу пациентам, а для них это самое главное.

… Экстренная служба во все времена была на передовой. Тем самым первым звеном, на который возлагается ответственность за жизнь и здоровье пациентов. И сегодня ничего не поменялось. Эти люди всегда впереди. И так будет дальше. В преддверии профессионального праздника хочется пожелать всем сотрудникам скорой помощи здоровья, и чтобы все волнующие их вопросы решились как можно быстрее.

Евгения Моргунова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here