Что день рабочий мне готовит? Никогда не знаешь куда отправит с очередным заданием редактор. Например, на этот раз я была командирована на новое городское кладбище, получившее официальное название «Сибирское». Поводом послужило письмо в газету. Да и, честно признаться, вопросов по «Сибирскому» поступает много, главным образом они касаются того, как туда добраться.

 Есть проблема

Она заключается в том, что в расписании автобусного маршрута №1 заявлены несколько рейсов, соединяющих город с новым кладбищем. Расписание следующее: отправление от вокзала 8.26, 9.03, 11, 05, 13. 09. Обратные рейсы: 8.59, 9.26, 11.37, 13. 41.

Кстати, это расписание можно увидеть и у входа на старое кладбище. Но, якобы, в действительности водители не хотят ехать до пункта назначения. Чтобы выяснить, как обстоят дела на самом деле, корреспондент решил проверить все эмпирическим путем, то есть на собственном опыте и, по возможности, вооружить читателя практическими советами.

Напуганная различного рода «страшилками», подошла к вопросу весьма обстоятельно. Накануне позвонила администратору кладбища по телефону 2-21-10, мне нужно было узнать место расположения искомого захоронения, заодно и заручиться какой-либо поддержкой, на «всякий пожарный», мало ли что, я в этом месте буду едва ли не впервые, неизвестно, какие неожиданности могут подстерегать.

К чему такие сложности?

Следующий звонок был в диспетчерскую, телефон 7-15-56. И вот какие нюансы выяснились. Сотрудница подтвердила наличие рейсов, но предупредила, что прежде чем отправляться в путь, нужно созвониться с ней и объявить о своем намерении посетить новый погост. В этом случае водителя предупредят. Кроме того, для того, чтобы вернуться обратно, необходимо вновь предупредить об этом диспетчера, который, в свою очередь, предупредит водителя и следующий (подходящий по времени) рейс заберет посетителя с кладбища. К чему такие сложности? Как выяснилось из разговора, в случае, если пассажиров до «Сибирского» нет, автобус туда не пойдет, даже если это тот самый рейс, в маршруте которого запланирована данная остановка как конечная. Видимо, это делается с целью экономии бензина. Сразу должна оговориться, если потенциальный пассажир садится в автобус, маршрут которого не предусматривает посещения «Сибирского», водитель туда не поедет и будет абсолютно прав, поскольку в этом случае нарушит график движения.

Несмотря на то, что вся эта цепочка показалась немного странной, я все же назавтра отправилась в путь, выполнив все рекомендации диспетчера. Утром позвонила, узнав номер «своего» автобуса – 624. Благополучно села в него в Слободке, пропустив «чужой» рейс и доехала до конечной. Можно было бы сказать, в гордом одиночестве, но в поездку вызвался сопровождать сын, поэтому нас было двое.

Похоронная атрибутика – на городской улице

Маршрут до пункта назначения пролегает через Северный микрорайон. Его можно назвать прологом к погосту. Пока едешь – мысленно настроишься. Целая вереница искусственных цветов, гирлянд, венков и прочей атрибутики проводов человека в мир иной, тянущаяся вдоль центральной улицы. Наша газета поднимает эту тему из года в год, но так ничего и не изменилось. Сорокино – некогда процветающее село, известное на всю округу, превратили в кладбищенский «предбанник». А ведь по этой улице проходит огромное количество транзитных машин, которые не заезжают в центральную часть города, и именно по этому отрезку пути составляют мнение о нем иногородние путники. Можно с пеной у рта потом рассказывать, что Заринск – город молодой, перспективный, что здесь завод-гигант. «Видели, — скажут люди, — мы ваш молодой и перспективный». Впрочем, я отвлеклась.

Микрорайон «Сибирский»

Не зря в начале повествования был назван номер телефона администрации кладбища (она находится в другом месте), а здесь, на «Сибирском», стоит какой-то киоск, обозначающий, по-видимому, место пребывания служителей погоста и даже график работы : с 8.00 до 17.00, но утром на его двери  висел замок, час спустя, когда мы покидали кладбище, тоже. Поэтому со всеми вопросами (в том числе касающимися и обустройства надмогильных сооружений) советую заранее обращаться по телефону, во избежание каких-либо недоразумений. Кстати, на будке висят объявления с номерами телефонов. Уже указанный мной 2-21-10 и 8-929-32-20-476.

Размеры освоенной территории погоста впечатлили. Это – целый микрорайон, настоящий «город мертвых». Со своими улицами, центральными и второстепенными, переулками и переулочками. На центральных – хорошая, широкая, заасфальтированная дорога, на «второстепенных» все пока в стадии перспективного развития. Все они расположены в строгой геометрической пропорции. Кладбище разбито на сектора. Сейчас их одиннадцать. Одиннадцатый сектор – самый «молодой» по возрасту захоронений.  Учитывая то, с какой скоростью разрастается кладбище, тому, кто был здесь года три – четыре назад, трудно будет сориентироваться, не зная координат захоронения усопшего. Но это как раз не проблема. Администрация по фамилии назовет сектор, ряд и место, поэтому найти искомую могилу посетителям, думаю, не составит особого труда, тем более что начало каждого сектора обозначает вешка с соответствующим номером.

По действующим правилам, на новом кладбище запрещено устанавливать оградки вокруг захоронений, высаживать деревья. Поэтому «Сибирское» напоминает общагу, где каждый  обустраивает уголок возле своей койки как может. Лавочки и столики все- равно стоят, кто-то даже догадался привезти сюда кухонный дерматиновый диванчик. Посещение могилок ведь предполагает, что человек поработает, наведет порядок, а потом  присядет отдохнуть. Это тем более актуально, что расстояния между рейсами автоматически планируют какое-то ожидание. Остановочный павильон, стоящий у центрального входа, местом отдыха  язык не повернется назвать.

То, что здесь нет деревьев – с одной стороны хорошо, меньше мусора от листвы, ветвей и так далее. С другой, здесь нет тенистой сени, не поют птицы и ничто не препятствует разгулу ветров. «Сибирское», расположенное как на ладони, открыто им как душа ребенка. Я обратила внимание, что то тут, то там встречаются разбросанные венки, вазоны и так далее, по -возможности, возвращала их на место. Это не нашествие вандалов и не шабаш нечистой силы, это всего лишь проделки ветра.

Вид отсюда открывается просто потрясающий. Чуть левее – завод во всей красе, прямо – жилмассив, чуть правее – частный сектор. Весь город как на ладони. Здесь бы смотровую площадку делать, а не погост. С другой стороны, поднимет голову потомок, пришедший навестить дорогую могилку, устремит взгляд в даль и скажет: вот ради чего ты жил ( жила). А заодно и о себе подумает. В смысле, ради чего живет, что после себя оставит.

Разительный контраст

От старого кладбища до нового порядка трех минут езды на автобусе. Для чистоты эксперимента обратно мы заранее решили вернуться пешком. Дорога заняла порядка 15-20 минут неторопливым шагом. По пути нам не встретился автобус, который по времени должен был заехать на «Сибирское». Видимо, не было желающих.

На старое кладбище пришли, как на родину вернулись. Все здесь привычное, представляет разительный контраст с новым погостом. «Рассейская» душа во все своей широте отобразилась. Взгляду есть за что зацепиться: и сами надгробные сооружения различного дизайна и стоимости, и во всем возможном разнообразии насаженные и вольно растущие деревья и кустарники. У входа встречают цветочный ряд и часовня, правда, мы туда не заглянули, не могу сказать, была ли она открыта на этот момент (на новом кладбище ничего этого нет, цветами и венками посетителям советую запасаться заблаговременно). Да и людей тут побольше. В основном, пожилые. Вот бабулечка подошла. Обстоятельно собралась: в сумке- тележке все необходимое, платочком беленьким голову повязала и принялась за работу – обихаживать могилку. А вот пожилая чета. Догадались привезти с собой триммер, трава в этом году после дождей растет бурно. Надо отметить, что мусорные контейнеры, расставленные в разных частях кладбища, приготовлены к визиту посетителей, площадки очищены. Если бы не размытые дождями и разбитые машинами дороги, можно было бы сказать, что здесь – полный порядок. Но, увы, год от года ситуация с дорогами если и улучшается, то очень медленно. Центральные улицы главного заринского погоста выглядят еще более менее, а все, что в переулках и дальних уголках… Наиболее удручающе выглядят старые захоронения в самом конце кладбища. Видимо, родственников этих «постояльцев» и самих уже давно в живых нет, либо давно уехали из города, за могилами некому ухаживать. И подобных захоронений, к сожалению, все больше…

Это нужно не мертвым

Наверное, справедливо говорят, что мертвым без разницы, какое дерево растет над головой, какой стоимости надгробие и даже какие цветы растут вокруг. Все это нужно нам, живым. Нужно, чтобы жить, чтобы было за что цепляться. Мертвые, уходя в мир иной, порой становятся ближе и роднее. А к дорогой могилке, случается, идут как к последней инстанции, единственному утешению. И неизвестно когда, в какой момент «припрет». Хотя, согласитесь, как правило, посещения кладбища – мероприятие запланированное. Но, как гласят церковные православные каноны, существуют определенные дни и даже часы, когда оно будет к месту, а когда нет. Считаться с ними или нет – дело, как говорится, сугубо личное. Что касается приобретенного этой поездкой опыта и выводов из него. Не такой уж великий труд позвонить диспетчеру, уточнить рейс, высчитать время пребывания, чтобы вернуться обратно, вновь позвонить и предупредить. Не так часто все же совершаются подобные мероприятия. Опять же, надо входить в положение. Ситуация с автобусами в городе и так оставляет желать лучшего. Тем, кто в течение учебного года не знает, удастся ли втиснуться в автобус, чтобы добраться вовремя на работу или ребенка доставить в школу, а вечером вернуться домой и не быть погребенным телами дачников и купальщиков в недрах крошечного «Хундая» летом, вообще проблемой не покажется. Ко всему привыкли. Тем не менее, считаю, что если рейс официально заявлен, он должен выполняться без всяких там предварительных договоренностей, независимо от количества пассажиров. Это будет справедливо и честно по отношению к ним, учитывая то, что стремительно разрастающийся новый погост предполагает увеличение их числа.

***

…То, что больше всего меня поразило. Уходящая куда-то далеко в перспективу фронтальная стена ограды «Сибирского». Мне показалось, что она тянется прямиком в бесконечность. Таким образом обозначены размеры нового кладбища. Как ни грустно, не долго ему пустовать. Мы живем скоро и недолго, часто немудро, не ведая конца своего, не успевая отблагодарить жизнь за то, что выбор свой остановила на нас, не думая о том, что оставим после себя потомкам, какими будут они нас вспоминать, и вообще, какой след мы оставим на земле…

Словно подтверждение этим думам, спустя несколько дней после поездки пришло известие о гибели семьи Приходько. С Виталием Юрьевичем, генеральным директором МУП «КХ», мне довелось познакомиться совсем недавно. Знаю, что он строил планы по благоустройству Заринска. Удивлялся и радовался, благодарил горожан за цветы – многолетники, которые в большом количестве предлагали для высадки на безвозмездной основе, чтобы украсить наш город. Эти цветы  совсем скоро во всей красе увидят жители и гости Заринска на центральных клумбах города. Задумал и начал осуществлять идею по облагораживанию остановочных павильонов. Мимо этих веселеньких остановок проезжаю каждый день. Хочется надеяться, что хотя бы в память и в благодарность люди сохранят их как можно дольше, не уродуя объявлениями и не превращая в транзитные пивнушки. Хотя, как уже говорилось, это нужно не мертвым…

Вероника ЧЕБАТКОВА.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here