Доброе дело или страшное преступление?

0
511

«Опять не слава богу!» — подумали многострадальные транзитные путешественники, узнав об очередной инициативе депутатов. А заринцы и вовсе заплакали.

Теперь уже даже не верится, что всего лишь несколько лет назад наш городок соединяли с соседями (ближними и дальними) не только железнодорожные, но и автомобильные пути.  Без проблем можно было уехать как в соседние села, так и в столицу Алтайского края, а также в Кемерово, Бийск, Новосибирск. В любую сторону моей души, как говорится. А теперь из Барнаула в Заринск ходит всего лишь несколько автобусов, и то проходящих. О регулярных маршрутах на Бийск, Кемерово, Новосибирск остается только мечтать. Да что там Новосибирск! В Кытманово уехать проблема. Количество электричек тоже сократилось, расписание удобно не для всех. В общем, о прошлом остается только сожалеть.

Однако в последнее время на трудном пути транзитных пассажиров возник сервиз «BlaBlaCar» – компания, помогающая связываться между собой попутчикам с помощью интернета. Конечно, этот способ путешествия скорее подходит для более молодой, «продвинутой» части населения, но так она и более мобильная. С другой стороны, сейчас и пожилые люди вовсю осваивают интернет-пространства. Да и что делать, а конце концов, если в тот же Бийск, Кемерово, Новосибирск от нас ничего не идет? И вроде бы , воспряли духом те, кто посмелее,  став в поездках пользоваться Блаблакаром.

И тут, бац! Комитет Госдумы по госстроительству внес в нижнюю палату парламента законопроект о регулировании работы агрегаторов заказов такси. Под термином «агрегатор услуг перевозок пассажиров и багажа по заказам и легковыми такси» будут пониматься компании или юридические лица, не имеющие собственного транспорта, сотрудничающие с водителями или таксопарками. Агрегаторы заказов такси  работают в России уже несколько лет, но законодательно их деятельность не регулируется. С одной стороны, они упростили процесс вызова такси и позволили снизить цены на услуги. С другой, у таксистов накопились вопросы к агрегаторам, включая фактическое навязывание цен, не окупающих реальных затрат на перевозки. Так, запретить сервис BlaBlaCar, (хотя это еще можно поспорить, является ли он в чистом виде агрегатором заказов такси) в России требовала ассоциация «Региональный автотранспортный союз» (РАС), чьи участники несли убытки из-за нелегальных перевозчиков, пользовавшихся сервисом райдшеринга (поиск попутчиков).

Основанием для запрета прокуратура назвала тот факт, что пользователи BlaBlaCar осуществляют «перевозки пассажиров и багажа легковым автомобилем (такси) на коммерческой основе», не имея при этом соответствующего разрешения.

Юристам компании удалось доказать, что деятельность BlaBlaCar не нарушает законов РФ. Компанию поддержали и в депутатском корпусе. «Формат отношений водитель-клиент никак не урегулирован в сервисах райдшеринга…» —  прокомментировал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, председатель движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Но, поддержав, тут же задумались, мол, водитель, получающий прибыль от таких услуг,  должен регистрироваться, платить налоги, проходить медконтроль, а его автомобиль — технический контроль, иметь путевку. «В противном случае, это будет нарушение налогового законодательства, что считается во всем цивилизованном мире страшным преступлением, наряду с торговлей наркотиками и торговлей оружие», — пояснил Лысаков.

Несмотря на то, что по собственному признанию депутата, формат отношений  в сервисах райдшеринга достаточно сложный, никак не отражен в законодательстве, он все же склонен рассматривать его как разновидность таксомоторных услуг.

Значит ли это, что сервис, помогающий людям добраться от точки до точки, экономя деньги и время, станет также облагаться (читай, «душиться») налогами? Насколько он востребован и как относятся к подобной инициативе обычные жители города, который в данный момент испытывает сложности в связи с отсутствием междугороднего автоперевозчика?  Послушаем, что говорят в соцсетях:

Вера (Заринск)

— Я только слышала о таком, сама пока не пользовалась этим сервисом, а вот сын в Барнауле часто прибегает к услугам Яндекс.такси и BlaBlaCar, говорит, что очень удобно.

Евгения (Кытманово)

— Лично я таким сервисом пользоваться боюсь, несмотря на то, что испытываю трудности, когда нужно добраться из Кытманова до Заринска. Не зная, кто в данный момент сидит за рулем, каков водительский стаж, уровень мастерства, да в конце концов, просто что это за человек, доверять свою жизнь ему считаю нецелесообразным.

Сергей (Заринск)

— Нашему Заринску только ездить с попутчиками осталось. У BlaBlaCar и водителей, предлагающих  поездки, расценки в полтора раза как минимум дешевле, чем на автобусе, это более быстрая поездка на комфортном авто. Автобус идёт, например, до Новосибирска 5 часов, расстояние около 300 км. Можно высчитать легко среднюю скорость. «Блаблакаровцы» не гонят, но приезжают быстрее. Там опытные водители (смотри рейтинг на сайте) и в большинстве случаев люди, желающие подвезти кого — нибудь  попутно, элементарно оправдывают расходы на бензин. За них нужно стоять горой!

Елена (Заринск)

— Какая прибыль? Бензин дорогущий, ещё и налог на попутчиков хотят ввести. Человек сам уже ничего решать не может. Скоро дышать только в отведенных местах можно будет и введут налог на кислород.

Алексей (Заринск)

-Эти люди просто уйдут в подполье, организуют другую сеть, с новым языком общения, будут в соцсетях общаться , а о цене- как нибудь договорятся.   Пусть закручивают гайки, это в итоге только сплотит народ.

P.S. Предлагаемые поправки — это рамочный законопроект, где прописаны базовые требования к агрегаторам. Следующим шагом станет законопроект, детально регулирующий права и ответственность. Будет прописан, к примеру, штраф до 200 тысяч рублей за передачу заказа таксистам без разрешений, а при повторном нарушении деятельность компании может быть приостановлена на срок до 90 дней.

Вероника ЧЕБАТКОВА

 Справочно:

«BlaBlaCar» –крупнейший в мире райдшеринговый (райшейдинг -совместное использование автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчика) сервиз. Это сообщество попутчиков, объединяющее автовладельцев, у которых есть свободные места в автомобиле, с потенциальными пассажирами-попутчиками. В его основе— простые люди. Компанией разработана платформа для совместных поездок, доступная на вебсайте или в форме мобильного приложения.  С помощью этой платформы  водители и путешественники, следующие в одном направлении могут связываться между собой, осуществлять поездки вместе и таким образом разделять расходы между собой. (Использовать Платформу могут физические лица, достигшие 18-летнего возраста. Регистрация на Платформе несовершеннолетним лицом строго запрещена). Сегодня сервисом пользуется более 65 млн человек в 22 странах мира. В России сервис работает с 2014 года.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here