Согласие на интервью педагог детской музыкальной школы Римма Малышкина обозначила словами: «Приходите, я здесь живу», имея в виду ДМШ №2.

— Римма Юрьевна, насколько важно музыкальное образование для развития ребенка?

Неважно, станет ли ребенок музыкантом в дальнейшем, но музыкальное образование необходимо, поскольку никакой другой вид искусства не задействует столько возможностей головного мозга. Память, интеллект, самодисциплина, самоотдача, чувство вкуса и так далее. Так что родителям, которые думают о комплексном развитии своих детей, следует попробовать привить им любовь к этому виду искусства. Я очень рада, что в нашем городе есть музыкальная школа, у детей есть возможность гармонично развиваться, формироваться как личностям.

— Все ли дети могут учиться музыке? Нужны ли для этого какие-то особые способности?

— Способности, конечно, приветствуются, например, чувство ритма. Научить ему очень сложно, хотя возможно. Но если ребенок проявляет к музыке хоть какой-то интерес, всегда можно развить его в любовь к искусству.

С какого возраста можно начинать учить ребенка музыке?

Чем раньше в детстве человек начнет заниматься музыкой, тем дальше отодвинет в старости болезнь Альцгеймера. Это не я говорю, так утверждают ученые, но я с ними согласна.

 — Некоторые дети от природы очень музыкальны, насколько важно им знать теорию (ноты и пр.)?

— Занятия музыкой развивают четыре вида памяти: мышечную, визуальную, слуховую, концептуальную. Последняя строится на том, как музыка работает. Какие ноты сочетаются между собой, какие ступени существуют, как выстраивать гармонию и так далее. Она развивается только одним путем – разучиванием музыкальной теории и сольфеджио.

— Вы тридцать лет в профессии. Изменилось ли отношение родителей к музыкальному обучению детей за последние годы?

Родители всегда были и есть, как ответственные, так и не очень. Встречаются и такие, которые как чемодан в камеру хранения сдают ребенка в музыкальную школу. Именно долгий профессиональный и жизненный опыт позволили мне в этом году впервые провести воспитательную работу среди родителей, специальное родительское собрание, на котором я объяснила, что они сами в первую очередь должны понимать, зачем привели детей в музыкальную школу, что хотят получить в итоге. Когда звезды сходятся так, что складывается триада: педагог-ученик-родитель, тогда и возможны настоящие, великолепные результаты.

Как сохранить интерес к учебе у ребенка?

Я уже говорила, что в школе не работаю, а живу. И мои дети здесь живут одной большой семьей. Мы все друг о друге знаем, любим общаться, разговаривать. Стараюсь своих воспитанников привлекать к конкурсам, концертам, разным мероприятиям. Вот сейчас мы все вместе готовим мой юбилейный концерт (тридцать лет в профессии).

Где вы сами ищете вдохновение? И где советуете его искать ученикам?

— Бывает так, что, кажется, сил нет никаких, все исчерпано, но вот видишь, как после долгих тщетных попыток начинает получаться что-то у твоего ученика, и словно крылья вырастают. А вообще вдохновение надо искать в творчестве. В любом, будь то музыка, театр, книги, архитектура. Все прекрасное способно вдохновлять.

— Какими главными качествами должен обладать педагог-музыкант, работающий с ребенком?

— Помимо профессиональной составляющей, это, в первую очередь любовь к детям, терпение, целеустремленность и умение верить в успех своих детей. Верить всегда, даже когда это очень трудно.

— Что в традиционной системе музыкального образования вы хотели бы изменить?

Не только о системе музыкального образования, но и в культуре в целом хотелось бы сказать словами скрипача, искусствоведа Михаила Казинника: «Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись на много процентов. Один процент, добавленный на культуру, это то же самое, что 15% на здравоохранение или 25% на образование. Мы уже давно в этом убедились. Там, где культура на втором месте, на первое придётся вытаскивать деньги на здравоохранение. Потому что люди без культуры болеют…».

Римма Малышкина — выпускница ДМШ № 2, вернулась в родную школу в 1988 году в качестве преподавателя по классу фортепиано. За годы работы приобщила к музыке десятки детей, научила любить и ценить прекрасное. Ее ученики стабильно показывают отличные результаты на экзаменах и конкурсах различных уровней: Международных, Всероссийских, региональных. В 2017 году стала победителем Губернаторского конкурса профессионального мастерства «Лучший работник культуры года» в номинации «Лучший педагог» (2017 год). В 2018 году за внесённый вклад в творческое, интеллектуальное развитие детей и подростков награждена медалью «100 лет дополнительному образованию».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here