«300 лет на восстановление леса»: доктор биологических наук о пожарах в Сибири

0
534

Первые хвойные деревья будут видны не раньше чем через 20 лет, считает профессор кафедры ботаники АГУ Татьяна Терехина.

300 лет. Именно столько потребуется для полноценного восстановления леса после катастрофических пожаров, охвативших Сибирь. В этом убеждена профессор кафедры ботаники Алтайского государственного университета, доктор биологических наук Татьяна Терехина. На территории, пострадавшей от пожара, произойдут необратимые изменения, подчеркнула она в беседе с корреспондентом Аmic.ru.

«Выгорел лес, животные пострадали, и почвенный покров получил огромное воздействие. Восстановление лесов происходит очень медленно, а в северных регионах еще медленнее. Сгоревший лес формировался сотни лет. Хвойные, которые встречаются на территории России, имеют максимальный срок жизни 350 лет», – объяснила биолог.

Первые хвойные деревья будут заметны не раньше, чем через 20 лет, предположила Терехина. «Если взять Красноярский край, изначально на гарях появится малина, потому что температура прорастания семян у нее достаточно высокая – больше 30 градусов она выдерживает. Также вырастут сорняки, которые перенесет ветер. Что касается деревьев, то там, где более влажно, могут ивы пойти, прорости осины», – считает доктор наук.

По ее словам, сибирские леса не готовы к подобным пожарам. Тогда как в Австралии, например, природа адаптировалась к частым лесным возгораниям. Там появились сосны, шишки которых развиваются под действием высоких температур и раскрываются после пожара, приводит пример профессор.

Погодные условия в областях, где выгорел лес, будут меняться, утверждает Татьяна Терехина. «Лес – это накопитель влаги. Там где его нет – влага не накапливается. Снег будет быстрее таять в местах, где был пожар. В лесах влага уходит постепенно, а там будет быстро скатываться по элементам рельефа. Другими словами, почва лишилась постепенного питания», – добавляет биолог.

Специалист не исключает процесса перерождения сгоревшего леса: со временем в этих местах поселятся другие животные, появятся другие растения. По ее словам, единственное, в чем человек может быть полезен природе, это в разборе завалов после пожара.

«Мы не увидим нового леса. 50 лет – это ничто, деревья так быстро не растут», – резюмирует собеседник.

По данным на 29 июля, в регионах Сибири горит более 1,6 миллиона гектаров леса. Информация о масштабах возгорания опубликована на официальном сайте полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе. Огонь бушует в Красноярском крае, Иркутской области, Бурятии, Забайкалье и Якутии. Режим ЧС введен в трех субъектах РФ, особый противопожарный режим установлен в 44 субъектах, пожароопасный сезон открыт в 83 субъектах. Смог от пожаров распространился на всю территорию Сибири, дошел до Урала, Дальнего Востока и Казахстана.

Напомним, масштабное голосование с требованием введения режима ЧС было запущено на сайтеchange.org. Петицию подписали более 615 тысяч человек. «Проявите государственное мышление, защитите наши леса, нашу воду, наше здоровье!» – говорится в обращении. Тем не менее ликвидацию пожаров некоторые сочли нецелесообразной. Так, губернатор Красноярского края Александр Усс заявил, что тушить лесные пожары на части территорий Сибири бессмысленно, потому что спасатели будут подвержены опасности.

ИА «Амител»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here