Школа на всю жизнь

0
921
Слева направо: В.М. Бенсман, Н.А. Бральчук, В.Н.Житник

В юбилейный для Заринска год наш город посетил весьма необычный гость. Владимир Бенсман, человек в высшей степени достойный, заслуженный и, несомненно, неординарный.

Хирург, доктор наук, профессор медицины, автор 274 научных трудов, пяти монографий, он начинал свой долгий профессиональный путь в 1950 году в Сорокинской районной больнице молодым врачом-хирургом. Спустя 69 лет Владимир Михайлович вернулся в наши края для того, чтобы поклониться памятным местам.

Профессия была предопределена

Владимир Бенсман родился 18 ноября 1927 года в Краснодаре, в известной медицинской семье. Его дед, Исай Мееревич, первый главный врач первой городской больницы, основатель инфекционной больницы, хирург, первый в России прооперировавший аппендицит, кавалер ордена Святого Владимира. Отец Владимира, военный врач, профессор Краснодарского мединститута. Неудивительно, что и сам Владимир после окончания войны, в которой успел поучаствовать в составе истребительного батальона, поступил в Краснодарский мединститут. Окончив его с отличием, по распределению прибыл работать врачом-хирургом в Сорокинскую районную больницу. Свой профессиональный путь молодой врач начинал под руководством Евгения Немчинова, совмещавшего в ту пору должности хирурга и главного врача больницы. Этому человеку именитый хирург отводит одну из главных ролей не только в своих воспоминаниях, но и собственной жизни.

Универсальный человек

Евгений Немчинов приехал в Сорокино выпускником медицинского факультет Томского университета в начале 20-х годов вместе со своей супругой Валентиной, сестрой милосердия. На тот момент в земской больнице имелось 25 коек с родильными, инфекционными палатами и амбулаторией. Работали фельдшер, акушерка и две сестры милосердия. Именно по инициативе Немчинова, под его руководством на территории больницы были возведены обособленные срубы для родильного, инфекционного отделений, лаборатории, морга, кухни и прачечной. Амбулатория с тремя кабинетами, процедурной и перевязочной была перенесена в приспособленное бревенчатое здание около рыночной площади. Кроме того, к основному фундаментальному кирпичному корпусу больницы, построенной по типовому проекту в начале еще 20 века, были пристроены помещения для рентгеновского кабинета (открыт в 1947 году) и большая, светлая операционная. Поскольку электричество давалось селу мелькомбинатом только в течение трех часов по вечерам, Немчинов сконструировал устройство для освещения операционного поля. Оно представляло собой жестяную сферу с множеством приклеенных маленьких зеркал, было закреплено на потолке и, отражая свет от керосиновых ламп, стоящих вокруг, концентрировало его на операционном поле.

Немчинов повышал свои знания и практические навыки в клиниках Томского университета, столичных больницах у профессоров Сперанского, Грекова, Ситникова, В результате чего расширялась плановая хирургия, оперативная гинекология, все виды хирургического и ручного родовспоможения. Владея основными способами неотложной оперативной урологии, отоларингологии и офтальмологии, Евгений Петрович квалифицированно помогал своим коллегам в диагностике и лечении заболеваний.

На протяжении всей Великой Отечественной войны Евгений Немчинов командовал медсанбатом. Демобилизовавшись в звании майора медицинской службы, получив два ордена Красной звезды и множество медалей, вернулся в Сорокинскую больницу на должность хирурга и главного врача. В этом статусе он проработал до 1952 года, затем, по состоянию здоровья и в связи с возрастом, уступил руководство больницей Владимиру Бенсману, оставшись хирургом.

Ссыльным медикам разрешили работать

По воспоминаниям Владимира Михайловича, после войны в Сорокинском районе были леспромхоз, лесосплавная биржа, стройучасток железной дороги, два прииска и лагерь ГУЛАГ. В 1946-1948 годах появилось огромное количество ссыльных: немцы, прибалтийцы, много армян. Население района возросло до 40000 человек. Сорокинская райбольница на 75 коек была переполнена: постоянно в ней находилось 150-200 больных.

Среди спецпереселенцев были и медицинские работники. В 1948 году по инициативе Евгения Немчинова, поддержанной крайздравотделом, некоторым из них разрешили работать по специальности. Приехав в 1950 году, Владимир Бенсман застал там медсестёр, зубного техника и шестерых врачей из числа ссыльных. Владимир Михайлович особенно отмечает ленинградок Альму Бергер и Валентину Фогельгезанг, всю блокаду прослуживших в ленинградских госпиталях и показавших себя высококвалифицированными терапевтами; молодого, но довольно квалифицированного педиатра Тамару Гарибян, создавшую подобие детской консультации и патронажа новорожденных. Вспоминает неплохую работу участкового врача общей практики Андрея Захаряна (который был выслан из Еревана во время сдачи выпускных экзаменов и в Сорокино сначала работал медбратом. Но затем в Новосибирском мединституте сдал недостающие дисциплины и получил диплом врача)

— Тридцать лет я принимаю экзамены, — говорит сегодня Владимир Михайлович, — Процент талантливых студентов, будущих врачей и тех, кто никогда не станет настоящими врачами, очень мало меняется, во все годы одинаков. Но, естественно, сейчас поколение другое. Мы вообще не смотрели на окошко, где зарплату выдают. Хорошие достижения были важнее, ответственность за больного вырабатывалась высочайшая.

И квартиры, и лекарства

Вспоминая годы своей работы в Сорокино, Владимир Михайлович добрыми словами отмечает директора Сорокинской лесосплавной биржи Георгия Хмелевского. В 1951 году удивленный тем, что врачи оперируют при свете керосиновых ламп, тот подарил больнице большую передвижную электростанцию, что позволило не только осветить всю больницу, но и наладить полноценную рентгенодиагностику. Услышав о том, что все медицинские работники квартируют у местных жителей, Хмелевский за месяц отстроил заново бесхозный дом, стоявший на ул. Горького. Получилось добротное здание на двенадцать однокомнатных квартир с большими кухнями и просторной верандой на втором этаже, в котором все молодые врачи получили квартиры. Так же с помощью Георгия Ивановича был построен второй этаж больницы. Это дало возможность развивать дополнительные медицинские направления, создать пункт переливания крови, в целом значительно расширить возможности больницы как лечебного учреждения.

А еще нельзя не отметить сегодня заведующего районной аптекой Николая Цыкаленко. Его стараниями, при всей скудности финансирования и снабжения тех лет, больница практически не ощущала дефицита лекарств. «Даже единственный в то время и остродефицитный антибиотик пенициллин был почти всегда доступен для больных перитонитом и сепсисом», — вспоминает бывший главный врач больницы.

68 лет в любви и согласии

В связи с уходом из жизни своего отца в 1955 году Владимир Михайлович с женой вернулись на Кубань. Дальнейшая профессиональная жизнь хирурга сложилась более чем успешно. Развивал анестезиологию, первым на юге России стал делать операции на позвоночнике, подготовил много специалистов этого направления; занимался научно-исследовательской работой в области неотложной, гнойной хирургии и колопрактологии. Написал единственное в России руководство по лечению гнойно-невротических осложнений синдрома диабетической стопы. Перечень его заслуг перед медициной можно перечислять очень долго. Так же удачно сложилась и его супружеская жизнь, начало которой положено здесь, на Алтае.

— Мы с Ниночкой собирались жениться, но разные сроки окончания вузов из-за войны, обучение в мединститутах разных городов препятствовали этому до нашей встречи в Сорокино (Нина Жидкова, невеста Бенсмана, приехала в Сорокино в 1949 году по направлению Саратовского мединститута и работала рентгенологом и терапевтом с уклоном во фтизиатрию). Несмотря на тяжелые условия труда, у нас здесь сложился необыкновенно дружный и слаженный коллектив, — вспоминает медик те далекие времена. — Все врачи бескорыстно и безоговорочно помогали друг другу и с искренним выражением дружбы объединялись во всевозможные мероприятия. Наш общий друг, следователь райпрокуратуры Алексей Сясин, хорошо играл на гитаре, Нина Жидкова пела под его аккомпанемент. Евгений Петрович и Валентина Дмитриевна часто объединяли нас всех в своем большом, гостеприимном доме, они организовали для нас с Ниной незабываемую свадьбу. Может быть, поэтому мы и прожили с Ниночкой в любви и согласии шестьдесят восемь лет. На девяносто втором году жизни ушла и моя жена, а светлые воспоминания остались…

Чтобы помнили…

Во время пребывания в Сорокино нашего гостя сопровождала Надежда Бральчук, председатель ветеранской первички горбольницы. Вместе они навестили могилы Евгения Немчинова и Валентины Дмитриевны, постояли возле их гостеприимного некогда дома. «Владимир Михайлович узнал Сорокино полностью, до мельчайших подробностей, — делится впечатлениями Надежда Александровна, — Он показал окна бывшей операционной, называл много фамилий своих коллег. Очень просил откликнуться тех, кто знает что-то о них. Это поразительный, удивительный человек! Обаятельный, с грамотной речью, прекрасной памятью. На «ты» со всеми современными гаджетами».

— Пять лет работы в Сорокино и неоценимая помощь Евгения Петровича Немчинова стали для меня школой на всю жизнь. В моем кабинете профессора кафедры общей хирургии Кубанского государственного медицинского университета портрет доктора Немчинова наряду с портретами именитых профессоров, у которых мне пришлось учиться, висит уже много лет. Считаю, что память о нем должна быть восстановлена, а портрет Евгения Петровича висеть в ординаторской Заринской больницы, — убежден профессор.

— Мы с женой часто вспоминали эти годы, которые, как нам кажется, были самыми счастливыми в нашей жизни, — подводит итог ученый и врач. — Благодарностями и знаком «Отличник здравоохранения», полученными в период работы в Заринске, я дорожу также, как и военными медалями.

В силу своей занятости 92-летний Владимир Бенсман пробыл в Заринске совсем недолго, «заскочив» в наш город между научными конференциями в Красноярске и Москве. Надежда Александровна рассказала нам об этом удивительном человеке, а Владимир Михайлович в свою очередь поделился с ней своими воспоминаниями, которые хранят бесценные исторические факты. Познакомиться более подробно с этой информацией можно, обратившись в музей ветеранов горбольницы.

Вероника ЧЕБАТКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here