Борец за справедливость

0
1258

Когда я смотрю на фото Максима Вавиловича Каркавина в молодости, в моем воображении всплывают картины из старых всеми нами любимых советских фильмов: «Дело №306», «Следствие ведут знатоки», «Круг» и т.д. В них мы видим такие же сосредоточенные лица и острые пытливые взгляды милиционеров, на них такая же форма, те же погоны, только количество звезд на них разное, они работают в таких же кабинетах, где все те же столы, стулья, графины с водой. Словно возвращаешься на 60-70  лет назад. Главные герои этих детективов жили своей профессией, любили чувствовать себя на пике опасности, но самое главное – были до глубины души преданы делу, которым занимались, также как и наш сегодняшний герой.

Родился Максим Вавилович 24 января 1928 года в селе Гоношиха, тогда еще Сорокинского района. После школы пошел в армию и попал в войска министерства госбезопасности. Мог ли себе представить простой деревенский мальчишка из сибирской глубинки, что будет выполнять особо важные государственные задачи?! Конечно же, нет. Тем не менее, благодаря таким как качествам, ответственность и дисциплинированность, дослужился до начальника отделения.

В задачи полковой школы МГБ входило, как говорит сам Максим Вавилович,  «выселение неблагонадежных лиц с Кавказа, Болгарии, Белоруссии и т.д.». Не для кого не секрет, что с начала Великой Отечественной войны был зафиксирован резкий рост преступности, и такие люди, как М.В. Каркавин пресекали деятельность бандитов на территории Советского Союза. Позже, находясь в резерве, он принимал участие в ликвидации банд Юргеля, Воронюка и других опасных лиц в селе Юратишки Ивьевского района.

То время наш герой помнит плохо, да и не особо любит о нем распространяться, видимо, все еще крепка печать безмолвия, наложенная на сотрудников МГБ самим государством, но кое-что вспоминает с горечью: «Точно вспомнить и назвать все населенные пункты и хуторы, где пришлось побывать, а также имена бандитов, я  не могу, прошло много лет, да нам особо об этом и не говорили, но все еще хранится в памяти одна история, когда в Вороновском районе  подорвали гранатой в бункере главаря по имени Волька. После того, как его убили, привезли мать. Спрашивают, он ли это. А она ответила только словами: «Он». Что меня поразило, и продолжает поражать еще сегодня, что мать, увидев мертвого сына, не обронила ни слезинки». Да, Максим Вавилович, скорее всего мать тоже не была рада тому, чем занимался ее сын – преступник. Благодаря этой операции чудом удалось спасти от тюрьмы сослуживца Каркавина  лейтенанта Рогачева, утерянное оружие которого было найдено в бункере врага.

В июле 1951 года начальника отделения Каркавина откомандировали в полк города Лида в Белоруссии. И далее путешествовал он по всем европейским республикам Советского Союза с одной-единственной задачей – бороться с преступностью. О многих моментах того времени Каркавин говорит: «Указать места и имена бандитов не могу, так как подымались по тревоге, садились в машины и уезжали в горы». Помнит только, что однажды возвращались с задания, и грузовик опрокинулся. Все сослуживцы, и он сам были госпитализированы.

Служба в войсках министерства госбезопасности  пришлась по вкусу Максиму Вавиловичу, поэтому по возвращении домой он устроился в райотдел МГБ, в то время они были в каждом районе. Много лет спустя, в 1988 году, в рапорте на имя военного комиссара, подполковника О.А. Качанова он попросит признать его участником Великой Отечественной войны, как и всех его сослуживцев, которые вели бой с националистским подпольем. Природная скромность не позволила ему сделать это раньше… Заслуженно опытному милиционеру это звание присвоили. И сегодня он один из тех немногих ветеранов в Заринске, кто остался в живых.  

После реорганизации отдела МГБ в районном отделе милиции Каркавин начал службу в паспортном столе, дослужившись до начальника подразделения, а позже стал руководителем приемника-распределителя. Всю свою жизнь он был предан профессии. И даже уйдя на пенсию, продолжал работать в отделении УКГБ, только не на оперативной работе.

Сегодня свое детство и молодость вспоминает сын Максима Вавиловича Юрий. О любимом отце он говорит с глубоким уважением: «Он всегда был примером для нас с братом, потом для внуков, а сейчас и для правнуков. Пользовался большим авторитетом у молодых сотрудников». Также отзывается и о маме, Татьяне Михайловне, которая работала учительницей в сорокинской школе. Говорит, что их дом в Северном микрорайоне был чуть ли не гостиницей для всех приезжающих в командировки коллег отца. Впоследствии и их дети становились друзьями.

Семья была работящей, держали большое хозяйство, от того и сыновья выросли с «золотыми руками». Николай стал водителем, а Юрий – электриком. «Отец всему меня с братом научил, воспитывал в первую очередь трудолюбие, дисциплинированность, усердие. Он у нас золотой…» — не скрывая эмоций, признается Юрий Максимович.

В начале двухтысячных в семье Каркавиных случилось большое горе – умер сын Николай, в то время уже тяжело болела и Татьяна Михайловна. Эту горечь утраты тяжело пережил Максим Вавилович. А почти вслед за Николаем ушла из жизни и любимая супруга. Одному Богу известно, как ему удалось переболеть, перестрадать эти две беды. С 2004 года ветеран живет один, не смог предать дорогую жену и построить новую семью. Мать его детей стала ему единственной спутницей жизни.

Много лет пожилой мужчина еще продолжал содержать дом на земле, где любили собираться родственники, навещали его и друзья. О непререкаемом авторитете среди молодых коллег рассказывает тот случай, когда несколько лет назад у ветерана украли награды. Позарился на святое местный жулик.

«В доме делали ремонт, отца не было, — рассказывает Юрий Максимович. – Я случайно заглянул в шкаф, а на кителе одни дырочки, медалей нет. Мы тут же позвонили знакомым милиционерам, и спасибо им, уже в течение пары дней пропажа нашлась. Такое впечатление, что на поиски отправился весь отдел». Естественно, для коллег Каркавина расследование этого преступления  было делом чести. Все награды вернулись хозяину. А тот самый преступник, позарившийся на чужое добро, до сих пор ходит перед земляками с виноватым лицом. Этот случай ему стал серьезным уроком.

Сегодня, когда Максиму Вавиловичу 92 года, он живет в благоустроенной квартире на соседней с сыном площадке. Сам себя обслуживает, любит смотреть телевизор. До прошлого года посещал митинги на 9 мая. Сейчас, к сожалению, силы уже не те, и здоровье не позволяет выезжать на мемориал. Но дома его всегда поздравляют с Днем Победы, приезжают гости из администрации, которым он всегда рад. М.В. Каркавин по-прежнему остается для всех нас героем, на которого мы, представители нового поколения,  можем равняться.

Наталья Майбурова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here