Бьет — не значит любит: Психолог о том, как нельзя наказывать детей

0
659

Пятиклассник Паша возвращается с уроков домой.

На душе неспокойно, будто десяток дворовых кошек собрались в одну кучу и скребут по ней своими когтями. Вот ведь день не задался: на урок опоздал, спортивную форму забыл, получил «3» по русскому и «2» по математике. Зато «Бородино» Лермонтова на «5» рассказал!

Хотя кому это важно — по математике-то двойка…

Паша знает, что произойдет, стоит ему только переступить порог съемной «двушки».

Мама тут же выйдет с кухни, покажет глазами на забытый с утра пакет с формой, фыркнет: «А голову ты дома не забыл?», и даст сыну подзатыльник. Через минуту подключится папа:

Ладно, Оля, не ругайся. Может, он сегодня одни пятёрки принес…

Папа откроет дневник, увидит сначала «3» по русскому, потом «2» по математике, схватит сына за руку и отправит на балкон. А там уже все стандартно: крики, ремень, удары за каждую неудовлетворительную оценку, слезы Паши и нескрываемое разочарование отца:

Знали бы, что дурень будешь, не родили бы…

1 июня отмечается Международный день защиты детей. Эта дата — напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, свободу мнения и религии, образование, отдых и досуг. И который год подряд, в этот день, правозащитники и социальные активисты делают акцент на необходимости обеспечения детей защитой от физического и психологического насилия.

По данным НИИ МВД, домашнее насилие наблюдается примерно в каждой четвертой российской семье. Правозащитное движение «Сопротивление» отмечает, что 77% детей, переживших насилие, пострадали от собственных родителей, 11% — от родственников и лишь 10% — от посторонних людей. Ежегодно более 50 тысяч детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И, наконец, 80% воспитанников детдомов оказались там при живых родителях, потому что быть вдалеке от семьи для них безопаснее, чем жить вместе с матерью и отцом.

Мы пообщались с психологом детской поликлиники ЗГБ Натальей Богуцкой, которая рассказала, с чего начинается насилие в семье, что чувствуют дети, подвергаясь телесным наказаниям, и к чему это может привести.

Откуда «растут ноги» семейного насилия, и почему такое поведение имеет место быть в современном обществе?

Чаще всего схема поведения и воспитательного процесса переносится из поколения в поколение. То есть, если у наших прадедов применять силу к своим детям считалось нормой, то такая модель может передаваться и дальше — от родителей детям, от детей — внукам…

— А еще иногда взрослые не понимают, что можно вести себя по-другому, — делится Наталья Николаевна. — Это все от собственного бессилия. Родитель считает, что, ударив ребенка, он разрядит свои эмоции и получит некоторое расслабление. Но на самом деле он просто выплеснет негатив, а потом в нем проснется совесть. И тут уже начнется другая реакция: желание загладить свою вину перед ребенком сладостями, игрушками, гаджетами. После таких «методов воспитания» у ребенка сформируется представление о том, что раз его могут бить, то он тоже может поднимать руку на свое окружение, решая проблемы таким образом.

Наблюдаются ли в нашем городе случаи применения родителями физической силы в адрес ребенка?

Конечно, нам хотелось получить отрицательный ответ на этот вопрос. Ведь тема домашнего насилия на виду у общественности уже не первый год, а в рамках небольшого города меры по сведению печальной статистики к минимуму должны давать результат гораздо быстрее, чем в мегаполисе.

Вот что рассказала Наталья Николаевна:

— Довольно часто мне приходится работать с детьми, подверженными телесным наказаниям со стороны родителей, и это страшно. Страшно слышать от ребенка: «Я ненавижу свою мать/отца». К сожалению, такие дети были всегда, и пока статистика не меняется.

Случается, что дети, которые подвергаются домашнему насилию, убегают из дома, и им ставят диагноз «дромомания» (*прим. дромомания — психическая болезнь, при которой человек стремится импульсивно поменять место пребывания, сбегает из дома). Но если разобраться, то у таких детей может быть не только физическое, но и психологическое насилие в семье, и бегут они именно от этого.

Как психологи работают с такими детьми?

План работы с каждым ребенком подбирается индивидуально, но все же существует некоторая схема встреч.

Если у ребенка есть проблема какого-либо характера, в первую очередь происходит встреча с его родителями. Дело в том, что без участия родителя в психологическом процессе, вряд ли можно помочь ребенку — ребенка воспитывает родитель, а не психолог.

— В работе с ребенком любой специалист должен показать ему свое принятие: «Ты имеешь право быть таким, какой ты есть, я понимаю тебя и сопереживаю тому, что происходит». Так должны вести себя и родители. В конфликтной ситуации взрослый должен показать ребенку, что он рядом, несмотря ни на что. Тогда сын/дочь откроет душу.

Важно сформировать доверие и понимать: ребенок никогда не виноват. Ответственность, прежде всего, лежит на родителях.

К сожалению, бывает такое, что либо родитель, либо ребенок отказывается от работы с психологом. Это случается, когда никто из членов семьи не хочет брать на себя ответственность за происходящее. Мало кто понимает, что работа с психологом — это процесс лечения, и одной консультации часто бывает недостаточно.

Что чувствуют дети, родители которых применяют телесные наказания по отношению к ним?

Родители ждут, что, «воспитывая» ребенка шлепками и подзатыльниками, они добьются от него послушания, уважения и осознания своих ошибок.

Мы узнали у психолога, могут ли такие ожидания оправдаться:

— Любое физическое воздействие родителя на своего ребенка приносит отрицательные эмоции: боль, злость, обиду, но никак не осознание. Цель воспитания заключается в том, чтобы донести до ребенка, что можно делать, а чего нельзя. Он должен понимать, что за нарушение каких-либо правил нужно нести ответственность. Но это никак не связано с телесными наказаниями.

Когда ребенка бьют, он не осознает своей вины. Он лишь чувствует, что его не любят.

Какие самые распространенные ошибки совершают родители, воспитывая своих детей?

Во-первых, родители часто думают, что знают всё за ребёнка: как ему выглядеть, чем заниматься, где гулять и с кем дружить. Это может привести к безвольной личности ребёнка, агрессии. Дело в том, что при такой модели поведения родители постоянно подавляют своего ребенка, делая его пассивным. А человеку нужно двигаться, познавать мир, падать и снова подниматься…

Во-вторых, многие родители намеренно ограждают своего ребенка от трудностей, выполняя то, что он вполне способен сделать самостоятельно. Так взрослые ограждают свое чадо от опасностей, которых ребенок так и не осознает. Это может привести к инфантильности, отсутствию самостоятельности личности.

— Нужно разговаривать с ребенком, давать ему возможность самостоятельно делать выбор. — Делится советами Наталья Николаевна, — если ваш сын не хочет делать уроки, нужно сказать ему: «Хорошо, можешь не делать их. Но ты знаешь о том, какие могут быть последствия — оценка «два» и понижение успеваемости. В таком случае я огорчусь, потому что знаю, что ты способен учиться хорошо». Ребенка не нужно бить, с ним нужно разговаривать.

В-третьих, практически все родители совершают великую ошибку: говорят, как нельзя делать, но не говорят, как можно. Если ребенок накинулся с кулаками на другого, чтобы отобрать плюшевого мишку, мы говорим ему «нельзя драться». А кто скажет, как можно забрать игрушку по-другому?

Каждый человек имеет право на эмоции. Родитель может испытывать раздражение или злость, увидев гору немытой посуды в раковине или услышав замечания в адрес ребенка на школьном собрании. Ребенок может обижаться на маму, не купившую мармелад, и грустить, не добившись от папы совместного просмотра мультфильма. Поэтому так важно честно говорить друг другу о том, что на душе.

Спросите у своих детей, как они понимают, что дороги вам. Так вы поймете, как себя вести, чтобы ребенок чувствовал вашу любовь.

А главное, помните: кулаки — не воспитание, бьет — не значит любит.

Алина Мезенцева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here