Так кратко охарактеризовала своего заместителя по учебно-производственной работе Юлию Мязину директор политехнического техникума Татьяна Цаберябая. В ноябре Юлия Чонгильевна была награждена юбилейным памятным знаком «80 лет системе профессионально-технического образования». Поздравим ее с этим событием, а заодно и познакомимся поближе.

 Ангел шепнул «Берем!»

Юлия Мязина руководит всем учебным процессом в техникуме, а это 16 профессий и специальностей, востребованных основными сферами жизнедеятельности города: промышленностью, строительством, общественным питанием, торговлей, обслуживанием, среди которых приоритетными были и остаются рабочие профессии: сварщик, станочник, электромонтер, слесарь-ремонтник, машинист-аппаратчик коксохимического производства. Это — 275 человек ежегодного набора абитуриентов и порядка 730 студентов, одновременно находящихся на потоке: успеваемость, посещаемость, прохождение практики, дальнейшее трудоустройство. Ее первостепенная задача – сохранение контингента. Иными словами, сопровождение студента от первого урока в стенах техникума до получения диплома о его окончании. Она приходит раньше и уходит позже всех, она всегда на посту, всегда начеку и всегда в курсе всего. Историк по образованию реализовала себя как гениальный организатор.

— Это — один из самых уважаемых заместителей по учебно-производственной работе в системе профессионального образования региона, — так говорит о Мязиной Татьяна Цаберябая. — Личность, заметная в крае, пользующаяся заслуженным уважением за свой профессиональный уровень.

 Согласитесь, весомая характеристика для хрупкой женщины. Какая она, Юлия Чонгильевна?

Миниатюрная, стремительная в движениях, с внимательным, считывающим взглядом, упрямой челкой над лбом и неожиданно мягкой улыбкой. 20 лет назад впервые пришла сюда по окончании исторического факультета Кемеровского университета в поисках вакансии (историком решила стать с легкой руки Марины Владимировны Сокольниковой, которая «вела» историю в восьмой школе, где в свое время училась девушка). Пришла без весомого опыта, без всякой протекции, всего лишь по предварительному звонку и поговорила с Татьяной Цаберябой. Каким чутьем угадала в ней тогда, 20 лет назад, Татьяна Владимировна своего будущего зама, правую руку, незаменимого сотрудника? Не иначе, как ангел на ухо шепнул: «Берем!».

Не навредить!

«…Имеет обширные и глубокие знания по специфике своей деятельности, широкую общую эрудицию в служебных вопросах. Постоянно занимается самообразованием, что положительно сказывается на ее работе…», — информируют строчки из служебной характеристики Мязиной. Немудрено, что с такими способностями Юлия Чонгильевна уже в 2003 году стала заместителем директора по методической работе, а в 2009 – замом по УПР, другими словами, правой рукой директора. Но при этом не оставила окончательно преподавательскую стезю.

— Юлия Чонгильевна, скольких, примерно студентов на потоке вы знаете в лицо? – спрашиваю при встрече.

— Человек 500. Не по фамилии, тут уже слабо, но в лицо знаю. Запоминаются те, кто пришел в техникум с определенным «багажом», чаще проблемным, запоминаются те, у кого возникают трудности в процессе обучения, запоминаются одаренные дети, наделенные определенными способностями, — поясняет она, видя мое удивление. И, взглянув на часы, продолжает: — через десять минут у меня урок. Уложимся?

Много ли среди студентов тех, кого можно назвать одаренными?

— Вы знаете, что интересно, — с воодушевлением отвечает на вопрос, — при наборе таких 18-20 %, а в процессе обучения число увеличивается, люди раскрываются.

— Какой главный принцип, которым вы руководствуетесь в работе со студентами?

Не навредить. К нам приходят дети в самом сложном, переходном возрасте, в том состоянии созревания, в котором сами себе готовы навредить по максимуму, совершая опрометчивые, спонтанные поступки. Наша задача — помочь им принять верное решение. От бывших студентов, спустя время после выпуска, часто доводится слышать: «Спасибо, что вправили мне мозги».

— Имея сумасшедшую нагрузку, как руководитель, вы продолжаете вести уроки. Зачем вам это?

— Я должна знать контингент, с которым предстоит работать. Его потенциал. При этом, понимая, что полноценно преподавать такой серьезный предмет как история, в силу загруженности не могу, взяла небольшой курс «Индивидуальный проект» для первокурсников.

Какая отличительная черта современного студента?

-Это мобильное поколение, поколение Z, для которого телефон – продолжение головы. Они не мыслят жизнь без сетей, любую информацию могут найти в кратчайшие сроки. Не скажу, что это плохо. Здесь важно уметь соблюдать баланс и извлекать очевидную пользу. Это одновременно и сложно, и интересно.

 — Практика, соответственно, и трудоустройство начинается у студентов со второго курса. Сейчас есть в этом плане какие-то проблемы?

— Абсолютно нет. Предприятия идут навстречу. Некоторые, такие как «Холод», «Алтай-Кокс» принимают на практику на условиях ученического договора, и студент получает зарплату.

— А как мотивируете студента на прохождение бесплатной практики?

— Возможностью отработки профессиональных навыков в условиях реального производства. Это важно.

Наш разговор происходит в ее рабочем кабинете. Поминутно звонят телефоны, один другого сменяют посетители. Отвечая на многочисленные вопросы со стороны, моя собеседница не теряет тем не менее, нить разговора.

«…Всегда находит возможность выполнить любое задание как можно лучше, может держать под своим контролем массу дел, держать в поле зрения массу деталей. Очень любит свою работу, практически уделяет ей все свое время и энергию». Вспоминая эти строчки из характеристики, не могу не задать следующий вопрос:

— Юлия Чонгильевна, у вас время на семью остается?

— Очень мало, — с сожалением качает головой, — от этого иногда бывает очень грустно. Утешает только то, что твоя работа приносит пользу.

Моя собеседница отвечает на все вопросы быстро, четко, кратко, емко. Но неожиданно встает и со словами: «Все, сейчас начнется урок, больше разговаривать не могу», направляется к двери. Но я все же останавливаю ее последним вопросом.

— Скажите, а манера говорить скороговоркой у вас по жизни или  это — следствие профессии? (по-моему, в этот момент ее удивляю)

— Скорее приобретенная… Все время боюсь не успеть, — подумав несколько секунд, отвечает многофункциональный заместитель директора техникума и улыбается тепло.

***

«Ну что, ж, судьба, спасибо еще за одну интересную встречу, — думаю я, возвращаясь в редакцию. – Как ни крути, прав был товарищ Сталин, утверждая, что «кадры решают все». Заринский политехнический прочно закрепил свои позиции в верхних строчках рейтинга в системе среднего профессионального образования региона. Но, как говорится, нет предела совершенству. С такими-то людьми».

Вероника Чебаткова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here