Все мы в той или иной степени представляем себе, как работает аварийно-диспетчерская служба ООО «ЖКУ». Обычному человеку кажется, что все просто, набираешь номер телефона службы – 4-37-85, говоришь, что в квартире случился засор, затопление или отсутствует отопление, и к тебе через несколько минут приезжают сотрудники АДС.  Обыватель скажет: работа как работа, ничего особенного. Но на самом деле в этой службе много тонкостей, от которых зависит наше с вами существование и комфорт.

«Аварийка» – спасательный круг

Любой многоквартирный дом – это сложный организм, состоящий из нескольких систем жизнеобеспечения: отопление, водоснабжение, водоотведение, электричество. Время от времени происходят неполадки,  которые требуют немедленного вмешательства специалистов. И «аварийка» в этом смысле тот самый спасательный круг, который делает нашу жизнь спокойнее.

В аварийно-диспетчерской службе ООО «ЖКУ» трудятся посменно три бригады и диспетчеры, которые принимают заявки в будни в рабочие часы. В каждой бригаде по четыре человека: начальник смены, два слесаря, электромонтер. Водители меняются. Поскольку работают по другому графику. На передовой, конечно, всегда диспетчеры, в вечернее и ночное время эти функции берет на себя начальник смены: он принимает заявки, регистрируют их и передает в работу. Кроме того, на диспетчере полностью лежит расстановка приоритетов – ведь одновременно может поступить сразу несколько вызовов, координация работы сотрудников и руководство всеми процессами смены.

Александр Ломакин, начальник смены, с которой нам удалось пообщаться, рассказывает:

— Аварийные бригады созданы для оперативной ликвидации экстренных ситуаций, таких как потоп, засор или замыкание электричества. Большая часть заявок связана с неполадками в канализации. Зачастую жители нашего города сами создают себе эти проблемы и засоряют канализацию и стоки так, что без помощи специалистов, необходимого оборудования, проблему устранить невозможно. Вторая часть проблем связана с электрикой. И здесь срабатывает человеческий фактор. Бытовой техники много, и одновременное включение всех приборов может быть чревато последствиями. Нагрузка на сеть резко возрастает, оборудование нередко выходит из строя – приходится выезжать аварийной бригаде. Многие собственники до сих не знают, что наша аварийная служба работает до двери квартиры, можем заменить автомат, устранить неполадку в щитах, материалы для этого у нас всегда с собой.  Но если проблема внутри квартиры, этот вопрос решает уже сам собственник.

Александр Николаевич в сфере ЖКХ работает давно, более 20 лет, с 2014 года назначен начальником смены АДС ООО «ЖКУ».

— Увеличение количества вызовов аварийной службы – явление сезонное, — говорит он. — Самые напряжённые дни в году приходятся на начало отопительного сезона – после 20 чисел сентября. Батареи в квартирах начинают течь, люди звонят в «аварийку», просят помощи. Наша задача – отключить подачу тепла по стояку и сделать с согласия собственника заглушку.

Когда температура воздуха за окном ещё не очень низкая, и температура воды в системе отопления тоже невысокая – начинаются обращения другого рода. Люди, особенно пожилые, начинают переживать: «Вдруг завтра начнутся сильные морозы, а батареи чуть тёплые?».

— Они почему-то считают, что всю зиму батареи будут именно такими, – поясняет специалист. – Приходится успокаивать, всё объяснять: понизится температура воздуха – и вода в трубах станет горячее. Горожане должны понимать, что мы работаем по регламентам и должны их соблюдать.

Частный сектор тоже в ведении аварийной службы. Здесь, как правило, количество обращений увеличивается весной, когда начинаются дачные заботы, и осенью, когда дачники закрывают сезон. Много вызовов поступает по работе колодцев.

— Был у нас не так давно случай. На Балиндере машина сбила колодец. Несколько часов «аварийка» работала на месте, была привлечена дополнительная техника, — рассказал начальник смены.

Большую помощь эта служба оказывает при возникновении экстренных ситуаций: например, не так давно в многоквартирном доме произошло возгорание, сотрудники АДС выезжали на место и обесточивали коммуникации.

— Аварийно-диспетчерская служба — очень важная структура, на которую возлагается ответственность за оперативную работу с различного рода внештатными происшествиями, — заключает Александр Николаевич.

Командная работа

Сотрудники бригады только заступили на смену. Пока телефон молчит, есть возможность поговорить и задать вопросы.

Дмитрий Сергеевич Шемонаев, электромонтер, пришел в «аварийку» в прошлом году. До этого трудился на железной дороге, но после сокращения решил поработать в коммунальной сфере. Специфика работы отличается, но и здесь есть, чему поучиться.  

На сегодняшний день в городе существует нехватка специалистов такого профиля. А как показывает практика, они весьма востребованы среди населения.

 — Сегодня в большинстве квартир много электротехники: микроволновка, электрочайник, посудомоечная машина, стиральная машина, электродуховка, несколько телевизоров, компьютеры, проигрыватели и тому подобное. И по вечерам все это почти одновременно работает. Однако электропроводка большинства домов не рассчитана на столь большую нагрузку – выгорают провода, электрощитовые. Вот здесь мы и приходим на помощь, — говорит Дмитрий Сергеевич.

Алексей Иванович Гребенщиков работает в ЖКУ с 2001 года, в прошлом году отметил юбилей своей деятельности. Помощь слесарей востребована среди горожан. Они устраняют течи, засоры, участвуют в ликвидации последствий от порывов водоотводных сетей, ремонтируют колодцы и многое другое. За годы работы, признается Алексей Иванович, случалось много интересных и порой забавных историй.

— Вызывает нас на течь батареи пожилая женщина. У трубы видим небольшую лужицу. Проверяем. Труба не течет. Заглядываем под плинтус, все сухо. Уезжаем. Через некоторое время вновь этот же самый адрес, снова все проверяем, ничего не можем понять. Обходим все комнаты, просматриваем все трубы, ничего. И случайно обращаем внимание на внучку этой дамы. Она набирает воду и выливает ее у трубы. Женщина перед нами, конечно, извинилась, но мы столько времени потеряли.

С Евгением Юрьевичем Потатуевым, который работает слесарем в «аварийке» с 2015 года, они давно сработались, подружились и убедились, что командная работа всей бригады приводит к желаемому результату.

Звонок в крайних случаях

В целом количество звонков в АДС ООО «ЖКУ» варьируется. Бывают спокойные смены, а случается и так, что бригада работает без отдыха. В диспетчерской сразу три телефона. Привязаны к одному номеру. Если один занят, то вызов переадресовывается на второй, и заявка будет принята.

— Люди должны звонить в «аварийку» уже в крайних ситуациях, когда случается какое-то происшествие, которое своими силами они не смогут устранить. Случаются, что звонят по пустякам. Мы стараемся объяснить по телефону, рассказать, что нужно сделать. Горожане начинают эмоционировать, обвинять, угрожать. Пожалуй, это и есть то самое неприятное в нашей работе, — признаются сотрудники. 

Ещё один важный момент, на который обратили внимание в нашем разговоре коммунальщики – это время прибытия бригады – в течение 30 минут. Это не их выдумка. Этот норматив установлен приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

— Мы приезжаем через 5-10 минут. Город у нас небольшой, пробок на улицах нет. Но случается так, что время между вызовами увеличивается, вот тогда вновь на нас обрушивается гнев и негодование собственников, — рассказывает Алексей Иванович.

Александр Николаевич добавляет:

— Бывает так, что перед диспетчером возникает вопрос, куда первым делом направлять экипаж, и как уложиться в эти 30 минут. Для одного человека капающий кран – это уже трагедия, а другой просто подставит ведро и будет спокойно ждать слесарей.

На этом наш разговор был прерван. На телефон службы поступил звонок от жителей города. Бригада в составе двух слесарей отправилась устранять проблему…

За последнюю пятилетку АДС ООО «ЖКУ» значительно усовершенствовалась и модернизировалась. Это во многом облегчает работу. Все показатели видны на экранах мониторов компьютеров, и в случае возникновения серьезных аварий, диспетчеры все это увидят и в короткое время решат данные вопросы. В прошлом году для «аварийки» был приобретен новый автомобиль – «Соболь». Единственное, что остается неизменным, и это отмечают коммунальщики – это тот самый человеческий фактор, который создает проблемы там, где их могло бы и не быть.

Евгения Шишкина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here