Наверное, у любого среднестатистического человека найдутся особенные воспоминания, связанные с Новым годом, поскольку этот праздник ассоциируется с чудом, волшебством. А если человек необычен сам по себе, от природы, да к тому же артист?  Своими воспоминаниями поделились артисты цирка, жители Заринска,  супруги Владимир и Мария Бердюгины.

 

Ранним утром они при полном параде встречают  меня на пороге своей небольшой уютной квартиры. Мария в прическе, украшениях и… туфельках на каблуках, Владимир галантно принимает у меня пальто. Чувствую себя желанной гостьей, а не залетным корреспондентом.

С артистами цирка общаюсь впервые в жизни. В детстве и мечтать не могла о том, что вот так запросто буду беседовать с людьми, которых всегда считала волшебными и не совсем даже настоящими, иллюзорными, ведь цирк – это иллюзия вечного праздника. Однако, за этой иллюзией стоят терпение, труд, самодисциплина и глубокая внутренняя содержательность.

Ни один из этой пары нигде специально не учился на цирковых артистов, так распорядилась сама судьба.

Облом

Володя после школы поехал учиться на часовщика в Барнаул из своего родного Краснощекинского района. Учился хорошо, прилежно, им были довольны. Вроде бы все складывалось, но мечталось совсем о другом. Однажды в дом, где парнишка снимал угол, прибежал соседский пацан:

— Там цирк приехал… ну эти, как ты – гость слегка замялся, стесняясь произнести слово «лилипут», — пойдем!

Они пошли, прихватив с собой еще кого-то из друзей. Билетов не было, но администратор, увидев Володю, пропустил всю компанию, усадив на стульчики. После представления состоялась беседа между Владимиром и руководителем коллектива, в результате которой парень понял: его берут в цирк! Сбылась давняя мечта. «Сейчас мы едем в Бийск, а на обратном пути тебя заберем. Ты пока решай вопрос с училищем». Дело было накануне Нового года.

Окрыленный парень отправился забирать документы. Отпускать его не хотели, ученик толковый, но директор, мудрый человек, понимал, что юноше будет легче социализироваться в обществе в содружестве близких ему людей. Отпустил с оговоркой, если что-то не заладится, вернется обратно без всяких размышлений.

В белый свет, как в копеечку

В назначенный день Владимир со своими пожитками ждал своего часа в условленном месте. Но оказалось, что во время Бийских гастролей коллектив расформировался, артисты разъехались по домам. Пришлось несостоявшемуся циркачу вернуться ни с чем, директор как в воду смотрел. Однако, с мечтой парень не распрощался, закончил обучение и на заработанные на первой практике 70 рублей купил билет в столицу и поехал в Московский цирк. Ехал наобум, что называется, стрельнув в белый свет, как в копеечку.

Однако в первопрестольной ему назвали сразу три города, где работали цирки «маленьких», так называют себя люди, подобные Владимиру и Марии, в том числе были города Баку и Краснодар. Выбрал Краснодар, рассуждая так: денег осталось немного, до Краснодара  доехать хватит, а если что-то там не заладится,  то до Баку там недалеко. Назад возвращаться он не собирался.

В Краснодаре все получилось, юноша стал работать в цирке. Шел 1973 год. Поначалу ассистировал, параллельно готовя свой собственный номер, эквилибр на  пяти катушках. Где-то через год начал выступать самостоятельно. Время спустя Владимир этим номером станет открывать гастрольные представления. А это, так же как и закрывать концерт – большая честь для артиста.

Влилась в цирковую семью

Маша в юности был чудо как хороша. Огромные глаза, длинные роскошные волосы, точеная изящная фигурка. Ожившая Дюймовочка из сказки! Она жила в Белоруссии, имела профессию художника – расписывала деревянные изделия, в том числе популярные матрешки. Девушка пришла на цирковой концерт в Бресте, после спектакля зашла поздороваться и пообщаться с такими же, как она, людьми. И получила предложение работать в коллективе.

Так же как и Владимир, поначалу входила в курс дела, ассистируя, танцевала восточные танцы, готовила свой номер с куклой – «чревовещание». Со временем они стали работать с Владимиром вместе. С номером «иллюзия». Чудесный и романтический. Владимир управлял «летающей» тростью, печатал на машинке «деньги», извлекал цветы из самых неожиданных предметов и дарил их Марии, в конце номера – заваленная цветами сцена, и на ассистентке вдруг на глазах у изумленной публики меняется платье…

Они объездили всю страну. Собственную свадьбу девушка из Белоруссии и коренной сибиряк сыграли в Казахстане, во время гастролей, вдали от родных, но в сообществе близких людей. Цирк стал их общей семьей.

— Так много людей старались для нас, — вспоминает Маша, – сделали все, чтобы этот день стал необыкновенным, запоминающимся, особенно дорогим.

Маленьких людей не так-то много в нашей стране, да и в целом на планете. Поэтому они умеют держаться вместе, помогать друг другу. «Мы – люди одной судьбы» —  как сказала Мария. На вопрос, чем отличаются цирковые от всех других, ответила неожиданно:

— А вы знаете, они всегда и со всеми здороваются. Всегда-всегда!

Праздник нельзя игнорировать

Новый год супругам довелось встречать в разных городах, разных условиях, однажды даже в поезде. В ту ночь двери купе в вагоне никто не закрывал. У всех были накрыты столы, на остановках выбегали, открывали шампанское, кричали «ура!», танцевали. Совершенно незнакомые друг другу люди на некоторое время стали семьей, ведь Новый год – это семейный праздник. «Ну и что, что в поезде, — рассуждают супруги, — это праздник, его нельзя игнорировать».

Однажды на гастролях в Казани их коллектив решил пригласить к себе на Новый год своих коллег – артистов из Ульяновского «маленького» цирка. Жили в гостинице, дело было в конце девяностых. Принимать друзей решили «дома», то есть в той же гостинице, в ее казенных стенах, благо, на праздник оттуда разъехались командировочные. Как можно было в незнакомом городе, в походных условиях, да еще в те времена собрать стол человек на сорок, к празднику, к которому обычно начинают готовиться сильно загодя, для меня загадка.

— Мы складывались, — поясняет Мария, – и деньгами, и готовыми блюдами. С каждого артиста или семейной пары по одному-два, резали салаты, варили на плитках, которые всегда возили с собой.

Про эту пресловутую плитку Мария кстати рассказала забавную историю. Еще будучи не замужем, на гастролях они с соседкой по комнате собрались готовить  «контрабандный» обед – в гостиницах, как правило, не приветствуется наличие электроприборов в номерах. В тот момент, когда плитка уже основательно нагрелась, в комнату постучал кто-то из администрации. Недолго думая, девушки сунули горячий электроприбор в шкаф. А куда еще было его девать? И сохраняя непринужденный вид, излучая неземное обаяние, быстренько выпроводили нежданного гостя из номера, ссылаясь на то, что они «не прибраны». Сами при этом молились, чтобы из шкафа не повалил ненароком дым. Но все обошлось.

Мы члены одной семьи

…Настрогать оливье или выложить селедку под шубой в гостиничном номере, между выступлениями, репетициями, которые никто не отменял, попутно «сочиняя» наряд и прическу, продумывая сценарий встречи, готовя интерьер, все стремительно, на ходу, в режиме импровизации – дело, как говорится, житейское, но что-то героическое в этом есть.

Праздничные столы накрыли прямо в гостиничном холле, благо, без посторонних. Народу было очень много. «Ну вы представляете, два коллектива встретились! — говорит Мария. – Мы тут же знакомились, общались, делились профессиональным опытом, житейским. Мы все понимали друг друга с полуслова».

Веселились, конечно, до упаду. Танцевали, играли в игры. Например, в «фантах» кто-то придумал задание – выйти на улицу и поздравить с новым годом совершенно незнакомого человека. Выходили, поздравляли, желали счастья, здоровья. И в ответ слышали те же пожелания. К тому же назавтра не было представления, это один из редких случаев в их практике. Как правило, первая десятидневка нового года – это  безжалостный конвейер выступлений и репетиций. Позволили себе немного шампанского. На мой вопрос, не развлекали ли они друг друга своими цирковыми номерами или элементами из них, супруги ответили с недоумением: «Что вы! Мы никогда не путаем работу и отдых!».

Совсем недавно в Заринск приезжал цирк маленьких людей. Бердюгины, конечно же, пошли. Узнали среди артистов даже своих знакомых, пригласили в гости, накрыли стол и просидели за разговорами до утра… Несмотря на то, что супруги уже 14 лет не работают, встречи с коллегами – это праздник для наших героев.

Прощальные гастроли

…Те новогодние гастроли 2004 года запомнятся навсегда. Они проходили в Алма-Ате. Руководитель предупредил, что заканчивает с разъездами — выбирает семью и оседлый образ жизни. Коллектив прекращает свое существование. Все артисты понимали, что, во всяком случае, в этом составе они уже не соберутся. Это были самые грустные гастроли в жизни Марии  и Владимира.

— Наш номер «иллюзия» был предпоследним, — вспоминает Мария, — под конец я заплакала. — Понимала, что мы вышли на сцену в последний раз, мысленно прощалась. Она призналась, что впоследствии получала ангажементы в разные коллективы, но выбрала семью. Владимир почти сорок лет отработал в цирке, это очень много, тем более для того, чтобы искать новый состав и вживаться, а без него гастролировать она не хотела.

Никто не знает, что прячется за лучезарной улыбкой и яркими блестками костюма артиста. Зрители не увидели слез Марии, поклон… еще поклон. Аплодисменты. А через минуту публика новыми аплодисментами встречает следующий номер, последний в гастролях.

— Поначалу мы сильно тосковали, — делится Владимир, — скучали по коллегам, по работе, по цирковому образу жизни, все было так непривычно, но со временем привыкли… остепенились.

Однако, на сцену их пару лет назад неожиданно вновь «вытащил» режиссер народного театра «Азарт» Евгений Танков. Пока в эпизодических, совсем малюсеньких ролях. Но как же украсила собой эта пара спектакль!

***

 

…Прощаемся. Владимир подает мне пальто и помогает одеться, Мария сует в сумку гостинцы для дочки. На прощание желают читателям здоровья, удачи, счастья в Новом году.  Они вдвоем, как Маленькая страна. Храбрая, дружная, любящая. Как странно, знакомы мы шапочно, а столько тепла исходит от этой пары… Наверное потому, что они умеют его ценить.

Вероника Чебаткова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here