На заринскую землю жителя Владимирской области Петра Котова привела сорок лет назад комсомольская путевка. Такие путевки тогда лежали в карманах сотен и сотен парней и девушек, ехавших из близких и очень далеких от Алтая краев и областей на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку – Коксохим. Ехали за романтикой грандиозной стройки, за возможностью быстро решить жилищный вопрос, за высокими зарплатами и интересной работой на мощном и современном металлургическом предприятии. И очень часто молодой город становился родным: появлялась семья, рождались дети, внуки… Вот и Петр Владимирович Котов, казалось бы, вчера только делавший первые шаги по причумышской земле,  уже ждет первых шагов своего правнука по знакомым тропинкам. А на «Алтай-Коксе» работают  не только  сын с супругой, но уже и  представители третьего поколения – внуки Александр и Роман.

 Заводчане отличались телогрейками

Молодой химик-технолог Петр Котов ехал в далекую и незнакомую Сибирь уже человеком семейным, супруга Татьяна Михайловна и сын Андрей перебрались к нему в Заринск чуть позже. Был у него и опыт работы на больших предприятиях – на тракторном заводе и на химзаводе во Владимире. (Не зря же молодого человека сделали командиром отряда владимирских комсомольцев.) Но основная часть трудовой биографии связана именно с Коксохимом.

— 25 лет проработал я на заводе, — рассказывает Петр Владимирович,- сначала мастером на складах огнеупоров, потом перевелся в цех химулавливания, на участок биохимии, на должность машиниста насосных установок. С нее и ушел на заслуженный отдых.

Больше четверти века отдала градообразующему предприятию и Татьяна Михайловна Котова.

— Я — технолог пищевой промышленности по образованию, — говорит собеседница, — но вся моя «пищевая промышленность» осталась во Владимирской области. Здесь заново все пришлось начинать. И тоже пошла на завод. Сначала к мужу, на склады огнеупоров, но нам запретили вместе работать, потому что муж и жена. Перешла на ТЭЦ.

Сейчас супруги Котовы со смехом вспоминают, как только-только рождавшийся город «ковал» из них сибиряков. Глава семьи, например, до сих пор не забыл, как впечатлили его морозы за 50, грянувшие в первую же его сибирскую зиму – не сравнить с 10-15 градусами во Владимире. Татьяна Михайловна не раз рассказывала детям и внукам про заринские топи, когда без резиновых сапог в пору распутицы ходу не было нигде, даже по центральным улицам. (Именно резиновыми сапогами встретил их глава семьи в Заринске.)

Но тогда казалось все подъемным, преодолимым, впереди ведь было только лучшее и хорошее. И они строили это лучшее своими руками – сажали деревья, выходили на субботники, чтобы появились кинотеатр, школы, детские сады, заводской профилакторий…

— Заводчан тогда легко было на улице от других отличить, — говорят Татьяна Михайловна и Петр Владимирович.  — По телогрейкам. Конечно, такую одежду многие тогда носили, но в основном – заводчане.

А еще они были легки на подъем: первомайская и ноябрьская демонстрации, праздничные митинги и концерты — делегации градообразующего предприятия на этих мероприятиях всегда  были в числе самых ярких, активных, многочисленных. Даже Петр Владимирович, не сильно пылавший, по его словам,  комсомольским задором, с удовольствием вспоминает, как здорово проводили они нерабочее время.

И сейчас, уже будучи на заслуженном отдыхе и оглядываясь в прошлое,  супруги Котовы уверены, что принятое 40 лет назад решение обосноваться в Заринске было верным.

— Нет, наш город, замечательный, — единодушны Татьяна Михайловна и Петр Владимирович. – Уютный, красивый, зеленый. Тротуары построили, дороги сделали. Да и с работой повезло. В самые трудные годы, когда предприятия закрывались, зарплату не платили, мы жили, можно сказать, достойно и безбедно.

Спортсмен и общественница

Андрей Котов, единственный сын Петра Владимировича и Татьяны Михайловны, работает сегодня на «Алтай-Коксе» машинистом вагоноопрокидывателя. Хотя в юности мечтал парень стать… зоотехником. Даже сельхозтехникум закончил, получив диплом по этой специальности. Но так сложилось, что его «заводской» стаж уже сейчас даже больше, чем у отца – 28 лет.

— Началась перестройка, — объясняет Андрей Петрович. – Поэтому работу надо было искать там, где платили. А завод был главным работодателем. Тем более там тогда всякие сопутствующие производства были. Вот в мебельный цех я и устроился.

Искусство сборки мебели Андрей Котов начал постигать практически сразу после демобилизации. И при отсутствии специальной профессиональной подготовки набираться мастерства приходилось опытным путем, полагаясь лишь на собственную сообразительность и умелые руки. Даже без права на «пробы и ошибки», можно сказать, – работу потерять никак было нельзя, надо было кормить семью. (- С Натальей мы поженились до армии, — представляя супругу Наталью Геннадьевну, пояснил Андрей Петрович.)

— Мебельщиком я проработал где-то лет шесть, — пунктиром набрасывает собеседник свою биографию, — а когда начали закрывать неосновные производства,  перешел в типографию. Там печатником отработал где-то года четыре. И тоже профессию осваивал самостоятельно, на практике. А потом перевелся в углеподготовительный цех, машинистом питателей был, работал бригадиром. Сейчас вот машинист вагоноопрокидывателя.

Довольно рано, по сравнению со сверстниками, взваливший на себя груз семейной ответственности, Андрей Петрович сдержан и серьезен, а в беседе немногословен. И только из комментариев близких удалось узнать, что он – прекрасный спортсмен, неоднократный участник спартакиад и большой любитель погонять футбольный мяч.

Надо сказать, что спокойная сдержанность Андрея Петровича в этой беседе еще больше оттеняет энергичный характер Натальи Геннадьевны. Она успевает все – ответить по домофону, поставить чайник, подсказать нужное словом в беседе.

Возможно, это характер, а может, иначе и нельзя женщине, которой с ранней юности  пришлось научиться успевать все —  работать, растить детей, вести дом, уделять внимание рано овдовевшей маме. И плюс ко всему гореть общественной работой, охотников до которой сегодня все меньше и меньше. Дело это по энергии и душевным силам затратное, а выгоды (материальной, на что мы приучили себя сейчас в первую очередь обращать внимание) никакой. И тем большее восхищение вызывают люди, которые не норовят посидеть в сторонке,  а ухватываясь половчее за воз общих проблем, тянут их и тянут… Уже много лет Наталья Котова не просто состоит в профсоюзе, а является профсоюзным лидером, возглавляет цеховую профорганизацию.

— Работать я пошла с 17 лет, — рассказывает заводчанка с 30-летним стажем. – Сразу после школы.  У нас  специальный педкласс был,  поэтому меня взяли в детский сад сначала нянечкой, а потом  перевели в воспитатели. 13 лет в детском саду отработала в заводском. А когда возникли разговоры, что их будут передавать от завода городу, ушла непосредственно на завод, в прачечную. Там стаж мой где-то лет пять. А уже оттуда попала в технический отдел, на большие копировальные машины, должность называлась оператор множительных машин, именно с этой должности ушла на заслуженный отдых моя мама Татьяна Дмитриевна Опекун. (Стаж на заводе у Татьяны Дмитриевны тоже солидный – 27 лет, а общий – порядка 40.) А когда сократили из техотдела, перешла на центральные склады, где сейчас и работаю кладовщиком.

— Мы часто в семье обсуждаем работу, — комментирует Наталья Геннадьевна. – Старшее поколение любит сравнить, что тогда было и что сейчас. Можем альбомы вытащить, повспоминать, особенно когда вместе собираемся. А собираемся часто, — улыбается собеседница. – Мы же все в одном доме живем, и мама моя, и родители Андрея, в разных подъездах только. И дети тоже рядом. Приносим вкусности, кто что, вот и стол готов. Обязательно дни рождения вместе проводим, Новый год. Хотя в полном составе удается побыть недолго – кому-то на смену, кто-то со смены…

 

Брат брату начальник?

Котовы-младшие, Александр и Роман, еще более немногословны, чем отец. И биографии свои, краткие в силу молодости, своим немногословием тоже делают  «по-братски» похожими.

Оба закончили ПУ-41 (сегодня это Заринский политехнический техникум), оба выбрали специальность электромонтера. Оба, получив дипломы, трудятся сегодня на «Алтай-Коксе». Александр уже семь лет практически, Роман чуть меньше. Оба они, по примеру старших поколений, тянуть с семейной жизнью не стали.

Старший из братьев уже четыре года в браке, воспитывают с супругой Алиной маленького Глеба, у Романа тоже есть своя избранница, Мария, и они уже известили родственников, что стоят на пороге серьезного шага – официального оформления своего союза.

— Нравится ли профессия? – задумывается над вопросом Александр Котов. – Да нравится, думаю. Не скажу, что всегда электриком мечтал стать, поступил, скорее, потому, что среди рабочих профессий электромонтеры считались «элитой». А потом затянуло. Работа интересная, оплата достойная. Пока все меня устраивает, если и были раньше мысли уехать куда-то, то теперь будущее свое с Заринском связываем.

Глядя на старшего брата, в электромонтеры подался и Роман. Но диплома о начальном профессиональном образовании ему показалось недостаточно. Летом молодой человек планирует завершить обучение в вузе.

— Вот будет у брата начальником, — беззлобно подтрунивают старшие.

Алина и Мария, став частью большой семьи Котовых, хотели бы продолжить и профессиональную династию. Пока не получилось… Профессии у девушек малопригодны для коксохимического производства: Алина до декретного отпуска трудилась продавцом, а Маша по диплому – технолог общественного питания.

Женщины с удовольствием поддерживают увлечение своих мужчин спортом,  в первую очередь футболом. И стараются честно болеть, даже когда Александр и Роман играют за разные команды. Чтобы уже наверняка выжженный спортивным азартом дух соперничества никак не попал в семью. Здесь должны быть поддержка, взаимопонимание, выручка, уважение.

И вечер, проведенный у Котовых, оставил ощущение, что именно эти ценности цементируют их семейный уклад. Где свекровь и невестки в один голос совершенно искренне восхищаются Натальей Геннадьевной, а она в ответ светлеет лицом: «Мои они теперь все, мои».

Где дети не чураются обратиться за советом к старшим и к советам этим прислушиваются. Где с любовью и вкусом обустроенный дом тянет магнитом к себе разные поколения. Где три поколения (нет, теперь уже четыре!)  так любят обсуждать семейные новости, делиться планами, в который уже раз соотносить заводские и городские «есть» и «было»…

Наталья ЦВЕТКОВА

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here