«Было радостно жить»

0
330

Согласно генеральному проекту, который разработал ленинградский институт «Ленгипрогор», поблизости со станцией Заринская должен был вырасти город, состоящий из одиннадцати жилых микрорайонов, но впоследствии проектирование было перепоручено институту «Алтайгражданпроект», которому и принадлежит авторство нынешнего облика города. Строительство коксохимического завода началось в 1972 году. Вскоре возведение первенца чёрной металлургии на Алтае было объявлено Всесоюзной ударной комсомольский стройкой, на которую началась мобилизация молодёжи и опытных специалистов-металлургов со всего Советского Союза. Вместе с заводом практически в чистом поле строился и новый город.

Первые два дома были пятиэтажными, заложены они в июне 1972 года, а уже в июле следующего в них заселились первые новоселы. У зданий имелись номера: №13, этот дом называли «трестовский», и №15, который нарекли «заводским». Оба они находились в первом и единственном тогда микрорайоне будущего города.

«Две пятиэтажки. Они словно островки стояли, прижавшись друг к другу, среди хаоса развороченной земли, котлованов, начатых фундаментов других домов… И окна их весело поблескивали. Возле этих домов в яркий солнечный день и состоялся митинг. На автомашине ЗИЛ оборудовали импровизированную трибуну. Под шумные возгласы и аплодисменты директор строящегося дома Александр Антонович Котович вручил символический ключ от города председателю Заринского поселкового Совета народных депутатов М. И. Ивановой. Мария Ильинична в свою очередь тут же раздала ордера на квартиры. Среди новоселов были Александр Иванович Останин, слесарь БРУ АКХЗ, Борис Ефимович Лаптев, бригадир плотников-бетонщиков СМУ -31, Леонид Иванович Маношкин, рабочий треста АКХС, и многие другие…» — такие воспоминания старожилов хранит краеведческий путеводитель «Детям Заринска о родном городе», изданный центральной детской библиотекой в 2009 году, к 30-летию города.

А вот супругов Шмаковых в этот день не было среди присутствующих. Лена и Володя укатили на свадьбу к другу. И то сказать, причина уважительная. Они и сами не так давно стали семейной парой, всего пару лет назад, однако уже успели обзавестись первенцем, и в новом, заводском доме их ждала первая отдельная квартира под номером 39. Об этом сорок шесть лет спустя рассказывает Елена Александровна Шмакова. Мы стоим с ней возле дома 21/1 по проспекту Строителей. Это и есть «заводской» дом, бывший когда-то номером 15.

Владимир и Елена Шмаковы приехали на стройку из села Ново-маношкина, где познакомились и поженились в 1971 году. Услышав о строительстве завода неподалеку, долго не стали думать, решили ехать возводить металлургический комбинат и город, благо в Сорокино жили родители Владимира. Переехали в декабре 1972, и уже через семь месяцев получили ордер на новую квартиру.

Владимир устроился водителем на завод. Возил директора, легендарного Александра Антоновича Котовича. Лена некоторое время работала бухгалтером в строительной организации «Коопстрой», но при первой же возможности перешла трудиться на завод

— Производство начало расширяться, стали приглашать специалистов, инженеров, бухгалтеров, экономистов, — вспоминает Елена Александровна.

— Вот тут была выгребная яма, — показывает собеседница рукой на центр общего скверика, расположенного между домами, — Да, да, — подтверждает мое удивление, — очистные ведь не сразу построили. А какая ржавая вода лилась из кранов! Мне приходилось набирать ее в ванную, забрасывать туда известь, а потом, после того, как известка оседала и вода отстаивалась, собирать ее аккуратно сверху. И потом уже очищенной водой стирать. Соседки удивлялись: «Как это у тебя такое чистое белье получается?» — смеется Елена Александровна.

До сих пор память ее хранит облик их новой квартиры: побеленные стены с «накатом» — нанесенным краской и строительным валиком трафаретным рисунком. В то время это было дизайнерским «шиком».

— Поначалу было зимой очень холодно в квартирах, — вспоминает жительница первого дома, — молоко в комнате возле балкона замерзало! Но постепенно все наладилось, знаете, на бытовых мелочах мы не зацикливались. Так было интересно, радостно жить! Сколько субботников проводилось! Мы убирали строительный мусор, сажали деревья, цветы, укладывали тротуарные плиты, все было на энтузиазме. А кто бы это делал, если не мы? Наше поколение и сейчас живет под этим девизом…

— А вон там — Шмакова показывает в простенок между домами — стояло кафе «Уралочка», временное сооружение. Мы там даже праздники справляли коллективные. А в нашем доме был продуктовый магазинчик…

Глядя на окружающий пейзаж, трудно поверить, что когда-то здесь было чистое поле с видом на скотные дворы, на котором стояли всего два дома. Глядя на саму Елену Александровну, красивую, подтянутую даму ( по другому не назовешь) с обаятельной улыбкой, трудно поверить, что прошло сорок шесть лет с поры новоселья. Елена Александровна полна энергии и оптимизма, молодого задора. Она является старшей по дому. В свое время моя новая знакомая много лет отработала в отделе капитального строительства завода, вся материальная часть стройки прошла через ее руки. Богатый профессиональный опыт пригодился в дни, когда собственник жилья вынужден самостоятельно планировать бюджет дома, его расходы, соизмерять потребности с возможностями. Немолодой уже дом требует особого к себе внимания и вложений, что греха таить. А повышение тарифа на содержание – вопрос всегда болезненный, собственники не всегда охотно отвечают согласием на предложение увеличить сумму. Тем не менее, делать это приходится. Обновление инженерно- коммуникационной системы, ремонты подъездов (в доме их шесть) и прочие необходимые работы – все это производится за счет собственников. В прошлом году дом вошел в федеральную программу софинансирования, была отремонтирована и расширена дорога, прилегающая к придомовой территории. В 2018 году в рамках программы капремонта произведена реконструкция крыши. С этим делом не обошлось, как говорится, без приключений. В конце 2017 региональный оператор заявил, что в виду недостатка средств, запланированный ремонт переносится на 2019 год. Шмакова не согласилась, написала письмо регоператору, вела переговоры, в результате которых собственникам было предложено в кратчайшие сроки провести собрание, принять решение о согласии на дальнейшие выплаты «в пределах допустимой стоимости». Во многом благодаря энергичности и оперативности старшей по дому необходимые процедуры были выполнены в срок, и прошлым летом работы по реконструкции крыши были проведены. Слушая Елену Александровну, я лишний раз убеждаюсь в том, что собственниками не родятся, ими становятся. А старший по дому — это не почетное звание, а трудная работа, не всегда благодарная. Хотелось бы, чтобы новые жильцы, которые пришли, приходят и будут приходить в эти стены, понимали, что теперь только от них зависит, насколько прочными и уютными будут они для их обитателей. Как говорит Елена Александровна: «Кто, если не мы?»

***

Вот он стоит, «заводской», бывший пятнадцатый дом. По соседству с ним «трестовский», бывший тринадцатый, ныне – Металлургов, 14/1. Эти первые в Заринске жилые дома можно считать началом его истории как города. «Радостное началось новоселье… У большинства молодых строителей не было еще никакой мебели. Шли просто с чемоданами, раскладушками, и пятиэтажки до сих пор молчаливые, сразу ожили. Тут и там распахнулись окна, зазвенели голоса, кто-то включил радио, откуда-то послышалась песня. Вот так и родился наш Заринск» …

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here