Скоро в школу…

0
555

Самый популярный вопрос, задаваемый сегодня родителями друг другу: «К школе готовы?» Пока дети беззаботно догуливают оставшееся время каникул, их родители тревожно вопрошают: «Что год учебный нам готовит?» Не будем гадать, а обратимся в комитет по образованию г. Заринска. На интересующие читателей вопросы отвечает заместитель председателя комитета Светлана ТОРОПОВА.

— Светлана Сергеевна,в этом году 1 сентября выпадает на выходной день. Какого числа начнется учебный год?

— По опыту прошлых лет, когда случался подобный график, торжественная линейка, посвященная Дню знаний, проводилась в понедельник 2 сентября.

— После длительных каникул сразу начнется полноценная учебная неделя. Достаточно тяжело детям будет собраться и включиться в процесс. Это каким-то образом будет учитываться при составлении расписания?

— Да, конечно. С целью успешной адаптации к школе детей, которые впервые сядут за школьные парты, реализуется «ступенчатый» метод наращивания учебной нагрузки в первом классе. Он заключается в том, что учебные занятия в первом классе проводятся в режиме пятидневной учебной недели и только в первую смену; в первой четверти первоклассники учатся по три урока в день по 35 минут каждый,  во второй четверти – по четыре урока по 35 минут каждый,  а в третьей и четвертой четвертях – уже по четыре урока по 45 минут каждый.  

В расписание уроков первого класса в середине учебного дня рекомендуется включение динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.  Кроме того, в первом классе предусматриваются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Распределение учебной нагрузки в остальных классах в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

— Сегодня много разговоров ведется вокруг введения обязательного изучения второго иностранного языка в школах. Кто-то это приветствует, кого-то оно пугает, кто-то считает все эти разговоры просто слухами. Давайте разъясним, в связи с чем вводится данное новшество?

— Второй иностранный язык вводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным для всех школ. В прошлом учебном году ученики нескольких пятых классов школы № 3 и лицея «Бригантина» в пилотном режиме уже изучали второй иностранный язык. Анализ результатов эксперимента показал успешность первого опыта.

Подготовку к масштабному введению второго иностранного языка мы начали еще в прошлом учебном году, это подбор и переподготовка учителей, составление учебных планов и программ, выбор и закупка учебников. К слову сказать, учебник по второму иностранному отличается от учебника иностранного языка. Нельзя взять учебник другого иностранного языка и изучать его как второй иностранный. Поэтому методическое объединение учителей иностранных языков изучили Федеральный перечень учебников, определились с выбором учебников. Дополнительно к краевым средствам на приобретение учебников по второму иностранному языку из муниципального бюджета выделено порядка 900 тысяч рублей.

Изучать второй иностранный язык в новом 2019/2020 учебном году будут учащиеся 5, 7, 8, 9 классов и те учащиеся 6 классов, которые начали изучать второй иностранный язык в прошлом учебном году.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в аттестатах выпускников 9 классов 2020 года в обязательном порядке должны быть оценки по предметам: «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык».

— Какие это будут языки в целом по городу?

— По предварительным данным школ в качестве второго иностранного языка выбирают английский те, кто изучает немецкий как «первый» иностранный, и наоборот.

— В новом учебном году ученики и их родители увидят в расписании новые предметы: родной (русский) язык, родная (русская) литература и литературное чтение на родном (русском) языке. Что это означает?

— Изучение новых предметов – это также требование федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), только уже начального общего образования (1-4 классы) и основного общего образования (5-9 классы). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» все граждане нашего государства имеют право на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ. Какой именно язык изучать в качестве родного выбирают родители (законные представители) с учётом мнения ребёнка.

В течение прошлого учебного года был проведен анализ образовательных запросов, результаты которого показали, что изучение именно русского языка (и, соответственно, литературы) как родного было выбрано большинством родителей и учащихся. Поэтому школьники нашего города, как и всего края, с нового учебного года начнут изучение новых предметов: 2-4 классы — родной (русский) язык, литературное чтение на родном (русском) языке; 5-9 классы — родной (русский) язык, родная (русская) литература.

— Чем будут отличаться программы вновь вводимых предметов от уже имеющихся «русского» и «литературы»?

— Предметы «русский язык» и «родной (русский) язык»- это разные по своему содержанию школьные предметы. Программа родного (русского) языка предусматривает расширение и углубление знаний школьников о многообразных связях русского языка с русской культурой, государством и обществом. То есть это больше межпредметная дисциплина. Необходимо отметить, что также, как в случае со вторым иностранным, в аттестате за 9 класс отметка по этим дисциплинам является обязательной.

— Могут ли родители отказаться от изучения их ребенком второго иностранного языка или русского как родного?

— Нет.

Второй иностранный, родной русский и литература. Не «грозит» ли введение новых предметов возвращением шестидневки?

— Введение новых учебных предметов, конечно, увеличит общий объем недельной нагрузки. Но вопрос о режиме работы каждая школа будет решать в индивидуальном порядке по каждому классу в соответствии с учебным планом.

— Сохранится ли в наступающем учебном году вторая смена?

— В течение нескольких лет мы осуществляем ряд мероприятий по переводу всех учащихся на обучение в одну смену, создавая дополнительные кабинеты. С 2016 года было реконструировано и перепрофилировано девять кабинетов в трёх общеобразовательных учреждениях города (школы № 3, 7, лицей), имеющих наибольшую наполняемость. К новому учебному году переоборудовали часть библиотек в школе № 7 и лицее под кабинеты начальных классов.

Но, к сожалению, вторая смена по-прежнему сохранится в тех же школах, в которых была и в прошлом году: четвертой, третьей, седьмой и лицее «Бригантина». Это объясняется ежегодным увеличением численности учеников (на сегодняшний день уже сформировано по городу 22 первых класса), отчасти – увеличением учебной нагрузки.

— Какие классы будут обучаться во вторую смену?

— По требованиям СаНПиНа в учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов осуществляется только в первую смену.

— Ожидается ли в этом году пополнение педагогического сообщества новыми кадрами?

— Естественно, что в образовательных учреждениях появляются в мае-июне вакантные места.

Что делается для решения кадровой проблемы? Проводится на уровне муниципалитета и региона еженедельный мониторинг за ходом работы по подбору кадров и закрытию вакансий в каждом образовательном учреждении города. Не одно совещание с руководителями учреждений образования, непосредственными работодателями, было посвящено решению этой важной проблемы. Руководители школ и детских садов, специалисты комитета по образованию участвуют в проводимых в крае встречах работодателей со студентами, а также на распределении выпускников.

Используются возможности переподготовки специалистов других профессий в системе дополнительного профессионального образования КГКУ Центр занятости населения г. Заринска.

Ведётся работа с педагогами, желающими сменить место жительства, в социальных сетях (два человека точно станут жителями города Заринска).

Ежегодно заключаются договоры с вузами края на целевое обучение. Так, восемь абитуриентов станут студентами вузов (у них высокие или хорошие баллы ЕГЭ, хорошие дипломы о среднем профессиональном образовании). Все наши целевики успешно учатся в высших учебных заведениях по направлениям «Педагогическое образование». В этом году окончили АлтГПУ три человека: два учителя начальных классов и один — английского языка.

Сегодня нормативная правовая база позволяет работодателю заключать целевой договор не только с абитуриентом, но и со студентом любого курса, а также привлекать студентов, начиная с третьего курса, на длительные студенческие практики, что можно использовать как вариант закрытия вакансий.

Завершается работа по комплектованию образовательных организаций педагогическими кадрами не позднее 20 августа. На начало учебного года все вакансии в городе будут закрыты.

Светлана Сергеевна, расскажите, насколько готовы сами школы к приему детей в новом учебном году?

— Подготовке учреждений к новому учебному году администрация города традиционно уделяет большое внимание. На проведение текущего ремонта образовательных учреждений из местного бюджеты выделено 9,6 млн. рублей. Отдельной строкой можно выделить ремонт спортивного зала в школе № 15, на который выделено более 2 млн. рублей.

Кроме того, в рамках краевой адресной инвестиционной программы проводится ремонт двух групп для детей раннего возраста в детских садах № 5 и 12. Из средств Федеральной программы «Доступная среда» получено более 400 тыс. рублей для создания доступной среды в детских садах № 10 для детей- инвалидов и детей с ОВЗ.

До приемки образовательных учреждений к новому учебному году, которая пройдет 14-16 августа, осталось меньше недели, но я уверена, что везде к названному сроку ремонт будет завершен.

Вероника ЧЕБАТКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here