15 мая в ЗАТО Сибирском прошел открытый зональный конкурс фортепианных ансамблей. Делеганты Заринской музыкальной школы собрали на нем полную коллекцию наград. Расскажем, как это было.
На конкурсе в Сибирском мне довелось побывать скорее не как корреспонденту, а как маме конкурсантки. Впервые я посмотрела на то, как это происходит изнутри. Признаюсь, наш конкурсный опыт только начался в этом году. Несмотря на то, что дочь учится уже в пятом классе музыкальной школы. До поры, до времени мы считали, что это совершенно необязательно. Ну, занимается и занимается. В музыкалку бежит с огромным удовольствием. Чего еще надо? И в этом состоит наша родительская ошибка. Теперь понимаю, что чем раньше ребенок начнет участвовать в такого рода мероприятиях, тем быстрее пройдет обкатку, наработает опыт, натрёт мозоли, если хотите. Потому что пианисты начинают конкурсную жизнь очень рано, берутся за очень сложные произведения и справляются со своей задачей блестяще. За всем этим стоят огромный труд и большая отвага (как ученика, так и педагога) и серьезная подготовка.
Каждый конкурс – это колоссальный опыт, обмен впечатлениями. А выездной конкурс – тем более: другой город, другая школа, другой зал, другой инструмент, другие условия, другие люди. Это возможность сравнить, увидеть, услышать что-то новое. Попробовать свои силы, сделать выводы, показать себя. И каждый раз начинать все заново.
Музыкальная школа в Сибирском мне очень понравилась. Небольшая, уютная, какая-то очень камерная и домашняя. Располагается неподалеку от такой же небольшой, такой же беленькой, уютной церкви. Два храма стоят по соседству: храм религии и храм искусства. Возле парадного крыльца школы – парковка для персонального транспорта юных музыкантов: многие детки приезжают на занятия на самокатах. Внутри, после свежего ремонта, светло, стильно, респектабельно. И, что немаловажно, достаточное количество удобных мягких диванчиков для ожидающих. Концертный зал, по сравнению с нашим, кажется совсем крохотным. Такая же крохотная сцена. Кстати, туда, на сцену, сразу же по приезду, едва успев «расквартироваться» по кабинетам, и даже не переодевшись в концертные наряды, устремляются все конкурсанты. Освоиться, послушать инструмент, звук, акустику. Вопрос «кто последний к инструменту?» — самый актуальный. Что немудрено.
Программа конкурса была обширная, участников много: фортепианные ансамбли из Сибирского, Санниково, Новоалтайска, Алейска, Налобихи, Новоозерска, Барнаула, Заринска. В первых трех отделениях выступали дуэты, состоящие из учеников. В четвертом — конкурсная сцена была предоставлена ансамблям «ученик- педагог», а в завершающем, пятом отделении, свое мастерство показывали ансамбли, состоящие из педагогов музыкальных школ (дуэтов и даже трио). Забегая вперед, скажу, что ансамбль заринских педагогов Натальи Борисовой и Натальи Губановой стал лауреатом конкурса!
Всего в программе было задействовано более 20 участников, представлено более 50 номеров. Прозвучало более 50 произведений и вариаций на их тему. Невероятно интересный, огромный по смысловой насыщенности и временной протяженности концерт. Не могу не отдать должное мужественности и выносливости конкурсантов. Заринская команда выехала из города в половине восьмого утра (в Сибирский на электричках не так-то просто добраться, автобусы туда не ходят, спасибо родителям, а кому же еще?! Повезли своих детей на собственных машинах и прихватили с собой попутно нас, безлошадных). Начало — в десять утра, а награждение закончилось уже ближе к трем часам дня. В добавок к психологической, это еще и чисто физическая нагрузка. К этому тоже нужно быть готовыми. Но, поверьте, оно того стоило!
С каким восторгом слушала моя дочь выступление ансамблей педагогов! Как гордилась своей учительницей, Натальей Губановой. Как радовалась за своих подруг Лию Ведерникову и Владу Золотухину (преподаватели Наталья Борисова и Оксана Сопина), которые блистательно исполнили свои программы и стали обладательницами гран-при!
В общем итоге у Заринска полная коллекция наград: гран-при, дипломы лауреатов 1, 2, 3 степени. Хочется поздравить и учеников, и педагогов, и, конечно же, родителей с такими высокими достижениями.
Задавая себе вопрос: нужно ли участвовать в конкурсах ребенку или нет, сама же и отвечаю — однозначно, да! Конкурсы этюдов, сонат, крупных форм, ансамблей и т.д. Нужно участвовать, нужно радоваться любому опыту и любому результату. Мечтать о высшей ступени никогда не вредно, а для этого нужно очень много работать. И верить в себя, учиться преодолевать волнение. С началом конкурсной жизни ребенок меняется на глазах, появляется дополнительный стимул. Ну, согласитесь, одно дело, выучить произведение, сыграть его дома, на зачете, экзамене. Совсем другое – выступить с ним на публике. Многое значат поддержка родителей и педагога.
Завершается этот непростой учебный год. Мне хочется сказать спасибо нашей родной «музыкалке». Период дистанционного обучения не просто прожит. Качество образования не потеряно, интерес к музыке не угас. Наоборот. В феврале 2021 года в нашей музыкальной школе состоялся первый школьный конкурс фортепианных сонат. И в нем приняли участие 27 юных пианистов. Это о многом говорит. Может быть, со временем конкурс расширится, и мы будем принимать на нем гостей, так же, как и на конкурсе этюдов «Я музыкантом стать хочу», который традиционно проходит в начале учебного года. Хочется, чтобы Заринск стал гостеприимной музыкальной конкурсной площадкой для всего края (ведь мечтать не вредно, не так ли?).
Вероника Чебаткова